Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: 1 [2] 3 4  Все   Вниз

Автор Тема: "Ученья цвет"...немного колористики  (Прочитано 15532 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #25 : 17 Январь 2012, 14:16:12 »

Оранжевый
Тонизирующий цвет, возбуждение от него несколько менее, чем от красного, но раздражающее действие чуть ли не больше, чем у красного. Психологи видят источник этого раздражения в неустойчивости оранжевого, в его колебаниях от красного к желтому и обратно (Г. Клар, тест Люшера). Цвет как бы теряет «целевую направленность». (Это выражение говорит скорее об ассоциациях, чем о непосредственном действии цвета, но возьмем на заметку и это). В индийской поэтике оранжевым кодируется мужество.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #26 : 17 Январь 2012, 14:17:19 »

Голубой
Промежуточный между синим и зеленым. Он богат разновидностями и оттенками — от светло-синего (называемого в просторечье голубым) до бирюзового (типа восточной бирюзы или египетской фритты). В наше время чаще всего встречаем в своем окружении типографский и компьютерный «cyan» — ядовито-голубую краску. Природные голубые, конечно, успокаивают, затормаживают очаги раздражения в коре головного мозга, но искусственный «cyan» даже в небольших дозах нервирует и утомляет. Он хорош только при подмешивании к нему желтого или красного, смягчающих его ядовитость.

Светло-синий цвет внушает покой, мир, беззаботное веселье, ощущение легкости и широкого свободного пространства.

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
 
Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя, поле безбрежное,
Дышит запахом мёда и роз… (С. Есенин)
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #27 : 17 Январь 2012, 14:19:12 »

Фиолетовый
Крайний цвет оптической области (спектра), самый коротковолновой. Фиолетовый — это как бы угасший красный — такой красный, на который набросили синий покров тьмы. Главное его свойство — двойственность воздействия на психику: он и возбуждает, и угнетает, он соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов: одновременно притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть С. Рубинштейн). Фиолетовый не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство (Гете).

Разбеленный фиолетовый называют сиреневым; Гете замечает, что и этот цвет «имеет что-то живое, однако лишенное радости» .

В. Кандинский пишет: «Фиолетовое звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное». Лиловый — это также оттенок фиолетового. Все его светлые модификации оказывают облегчающее действие; ощутимо расширяются легкие, ритм дыхания замедляется. Вот свидетельство Мацуо Басё:

По горной тропинке иду.
Вдруг стало мне отчего-то легко:
Фиалки в густой траве.
Это замедляющее действие фиолетового может довести чувствительного человека до обморока:

Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени… (О. Мандельштам)
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #28 : 17 Январь 2012, 14:21:23 »

Пурпурный
Это цвет промежуточный между красным и фиолетовым. Он производит такое же двойственное воздействие, как фиолетовый, но возбуждающее начало в нем сильнее, чем угнетающее; чем ближе к красному, тем больше первое преобладает над вторым. И. Гете свидетельствует, что этот цвет создает впечатление серьезности и великолепия. «Пурпурное стекло показывает хорошо освещенный пейзаж в ужасающем свете. Такой тон должен был бы охватить землю и небо в день страшного суда» . Апокалиптический образ здесь очень выразителен, т.к. в нем мистическое начало сочетается с «величественным великолепием» (Г. Клар), высокое напряжение духа с предчувствием гибели.

Один из оттенков пурпурного — малиновый — внушает ощущение полноты бытия, чего-то отрадного, прекрасного, раздольного. «Не жизнь, а малина», — говорят в народе.

Уже давно мне стала сниться
Полей малиновая ширь, — говорит поэт Есенин, влюбленный в малиновое, багряное и синее.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #29 : 17 Январь 2012, 14:23:11 »

Ахроматические цвета
Так называют белый, черный и все промежуточные между ними — серые. Все они имеют общую физическую природу: в их спектральный состав входят лучи всех длин волн в равных энергетических долях (за исключением абсолютно черного, в котором нет никакого света).

Однако, психологическое воздействие ахроматических цветов неодинаково — это обусловлено их энергетической мощностью — от максимальной в белом до минимальной в черном.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #30 : 17 Январь 2012, 14:23:52 »

Белый
Самый энергичный, он заряжает человека бодростью, побуждает к деятельности. Свет дня рассеивает ночные страхи, прогоняет мрачные сны и химерические видения. Он благотворен и для людей, и для животных (кроме ведущих ночной образ жизни). Белый внушает представление о чистоте, о пустом пространстве; отождествление с белым при медитации создает ощущение покоя, отрешенности от страстей и забот, направляет мысли на возвышенное, божественное.

Белый цвет равномерно загружает все три цветоощущающие аппарата цветового зрения, поэтому он нивелирует эмоции и в результате успокаивает всякое возбуждение.

На свете нет тоски такой
Которой снег бы не вылечивал… (Б. Пастернак)
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #31 : 17 Январь 2012, 14:25:06 »

Черный
В силу тождества противоположностей черный, подобно белому, успокаивает психическую деятельность, усыпляет и снимает напряжение.

И мрак ночей всегда бывает черным,
Нисходит он покоем животворным… (Амир Хосров Дехлеви)
Но если белый радует, то черный внушает печаль и депрессию. В белом — активность, в черном — пассивность. Белый призывает к жизни, черный напоминает о смерти. Первый утверждает, второй отрицает. Белый конь из Махабхараты одет в цвет амриты — напитка бессмертия; черный конь Бродского — посланник царства тьмы и смерти. Эти два цвета неразлучны. В природе они сменяют друг друга или сосуществуют, в сознании человека сопровождают непрерывную смену раздражения и торможения.

Познай где свет — поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума… (Александр Блок)
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #32 : 17 Январь 2012, 14:25:45 »

Серый
Этим словом называют множество смесей из белого и черного: следует различать по крайней мере три оттенка серого: светлый, средний и темный. Психологическое воздействие их различно. Светло-серый близок к белому и почти аналогичен ему по возбуждаемым эмоциям. Темно-серый близок к черному и соответственно похож на него по воздействию на психику.

Средне-серый отличается от этих двух оттенков особым характером. Он больше других приглушает и затормаживает возбуждение, гасит напряжение эмоций, внушает даже такие чувства, как скука, тоска, безнадежность (особенно в виде масляной окраски). Серый может быть хорош на благородных фактурах (шелк, атлас, бархат, мех), на оперении птиц, на облаках, на старой обветренной древесине (серые избы), на мраморе и драгоценных камнях. В городской среде, с большими серыми фасадами, тротуарами и пасмурным небом этот цвет действует подавляюще и угнетающе.

Впрочем, природный пейзаж в северных странах (Голландия, Норвегия и др.), изобилующий ахроматическими цветами, по-своему прекрасен и достоин кисти живописца.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #33 : 17 Январь 2012, 14:26:37 »

Коричневый
Различные оттенки коричневого называют «полухроматическими». Такие цвета имеют так называемые земляные краски: марс, сиена, умбра, сепия, нейтральтины (смеси черной с небольшими количествами хроматических красок). Натуральные коричневые краски часто встречаются в суглинистых и супесчаных почвах, в окраске птиц, насекомых, пушных животных, а также в древесной коре и старой древесине. Хлеб, кофе, какао и шоколад также имеют эту приятную и аппетитную окраску.

Коричневый, подобно серому, успокаивающий, тормозящий возбуждение, дающий отдых глазу и усталым нервам, но, в отличие от черного, он не полностью поглощает всё цветное, как могила: в этом цвете сохраняется явственное присутствие какого-либо хроматического цвета — теплого или холодного. Поэтому он даже в больших количествах не заставляет человека испытывать цветовой голод, — он деликатно радует глаз, не раздражая и не утомляя своей яркостью. В интерьере этот цвет внушает представление о прочности, уюте, добротности вещей, каковые свойства переносятся на дом в целом — вместе с его обитателями.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #34 : 17 Январь 2012, 14:36:07 »

Цветовые ассоциации
Восприятие цвета и эстетическое переживание его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом.

Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:

весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые…)
температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие…)
осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные…)
пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие…)
акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, свистящие, лающие…)
вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые…)
возрастные (детские, молодежные, стариковские…)
сезонные (весенние, летние, зимние, осенние…)
этические (мужественные, сентиментальные, смелые…)
эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические…)
культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры — от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).
Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи может характеризовать цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет.

Путь образования цветовых ассоциаций подобен образованию условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Возможны также ассоциации архетипические, врожденные. Например, светлые цвета кажутся легкими, а темные тяжелыми. Это ощущает человек даже в раннем детстве, до опыта.

Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций. К качествам могут быть отнесены: однозначность ощущения (т.е. определенность, интенсивность его; устойчивость в пределах большой группы людей).

Многочисленные исследования психологов, а также высказывания художников и поэтов обнаруживают некоторые основные закономерности связи объективных свойств цвета с реакциями, которые он вызывает. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.

Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.

Наиболее однозначные ассоциации: температурные, весовые, слуховые. Самые разные люди оценивают эти качества цвета одинаково. Например, красный всем кажется горячим и громким, а голубой — холодным и тихим. Наиболее неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, эмоциональные, то есть те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью чисто биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же цвета.

Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. Это можно объяснить двойственностью их природы. Желтые и зеленые вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, а вместе с тем в природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением — отсюда и богатство ассоциаций.

Любое «физическое» название цвета можно развернуть в большой ряд оттенков или разновидностей. Например, зеленый — это изумрудный, малахитовый, яшмовый, лиственный, травяной, бутылочный, табачный, болотный, огуречный, салатовый, оливковый, цвет окиси хрома, перманента зеленого, и т.д. При изучении цветовых ассоциаций следует принять именно такой дифференцированный взгляд на цвет. При этом окажется, что восприятие цвета гораздо устойчивее и определеннее, чем это принято считать. Самые сильные эмоции вызывают цвета человеческого тела и его отделяемых (хотя это далеко не всегда осознается). Так, никто не остается равнодушным к розовому — его или любят, или ненавидят. Тончайшие оттенки розового способны вызвать в нас разнообразные эмоции. Так же сильно и определенно действует красный и другие присущие человеку цвета.

Самая обширная область культуры, где не обойтись безассоциаций — названия цветов. Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства. Приведем небольшие списки различных оттенков хроматических и ахроматических цветов, употребительных в русском языке.

КРАСНЫЕ — свекольный, вишневый, бордовый, малиновый, клюквенный, брусничный, багровый, багряный, пунцовый, гранатовый, рубиновый, кровавый, алый, кумачевый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, терракотовый, винный, маковый, червленый, кошениль, медный, рябиновый…

ОРАНЖЕВЫЕ
— огненный, морковный, кирпичный, терракотовый, апельсиновый, рыжий, ржавый, медовый, бронзовый, абрикосовый, шафранный…

ЖЕЛТЫЕ — охряный, персиковый, золотистый, янтарный, песочный, соломенный, лимонный, канареечный, сливочный, слоновая кость, телесный, кремовый, опаловый, палевый, бежевый, чайная роза, лютиковый, виноградный, банановый…

ЗЕЛЕНЫЕ — горчичный, табачный, фисташковый, оливковый, хаки, гороховый, болотный, бутылочный, салатовый, малахитовый, изумрудный, цвет морской волны, еловой хвои, полынный, цвет плесени, лишайника, медной патины, купоросный, травяной, кабачковый, фосфорический, лягушечий…

ГОЛУБЫЕ — бирюзовый, аквамариновый, лазурный, небесный, васильковый, электрик…

СИНИЕ — сапфировый, ультрамариновый, кобальтовый, индиговый, кубовый, сливовый, баклажанный, джинсовый…

ФИОЛЕТОВЫЕ — аметистовый, сливовый, сиреневый, лиловый, гиацинтовый, чернильный, Ренессанс, фанданго, экклезиастик, орхидея, вербена…

ПУРПУРНЫЕ — цвет мальвы, кислой малины, давленой вишни, старого бургундского, бычьей крови. Челлини, каприз, пижон, портвейн, рододендрон, Веласкес, гелиотроп, Медичи, Бахус, амарант…

БЕЛЫЕ – СЕРЫЕ — белая ночь, алюминиевый, стальной, цвет шаровый, дымчатый, серебристый, молочный, графитный, лилейный, цвет овсяной муки, яичной скорлупы, перламутровый, жемчужный, альбатрос, свинцовый, цвет пыли, тумана, облака, дымчатый…

ЧЕРНЫЕ — цвет воронова крыла, древесного угля, морёного дуба, антрацита, агатовый, маренго, асфальтовый, тропическая ночь, «сон перед ревизией», «нелётная погода»…

КОРИЧНЕВЫЕ — бурый, торфяной, ореховый, шоколадный, беж, каштановый, цвет истлевающих листьев, Танагра, Пикадилли, эскимо, Кордова, мокассин, красное дерево, кофейный.

Экзотические названия цветов (ох, мы и ржали помнится...) :D
Франция ХVIII в.: голубиная шейка, резвая пастушка, веселая вдова, кардинал на соломе, кака дофина, цвет потерянного времени, цвет бедра испуганной нимфы, селадон, вье роз, сомон, вермильон…

Европа конца ХIХ в.: цвета темные, как тропическая ночь и пылающие, как старое бургундское; цвет истлевающих листьев, серые тона плесени, цвет песка, окрашенного последними лучами заходящего солнца.

Европа начала ХХ в.: жемчужно-серый, бледная голубизна неба, голубиный сизый, цвет вянущей розы, мальва, зелень плакучей ивы, банановый, полынный, нежный белый (цвет овсяной муки, яичной скорлупы, «белая ночь», белая устрица, цвет меда, панцыря светлой черепахи, древесного угля… (см. Мари Канасаар. Мода ХХ века в красках. Siluett №1, 1972)

Современные названия окраски автомобилей: авантюрин — серебристо-черный, валюта — серебристо-зеленый, грин — просто зеленый, дипломат — темно-синий, игуана — серебристо-ярко-зеленый, корсика — серебристо-темно-зеленый, медео — ярко-синий, мурена — сине-зеленый, папирус — серебристо-серо-зеленый, приз — серебристо-золотой, сафари — белый, сапфир — сине-фиолетовый, чароит — сиренево-черный. (Олег Владимиров, Ва-банк, 18.06.2001).

Образные названия цветов у Н. В. Гоголя:
«Суконный балахон дьяка Фомы Григорьевича был цвету застуженного картофельного киселя». «Сюртук Чичикова — брусничного цвета с искрой». …«День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням».

Из рассказа О. Генри «Вождь краснокожих»: «Волосы у мальчишки были приблизительно такого цвета, как обложка журнала, который обычно покупаешь в киоске, опаздывая на поезд».

Необыкновенное богатство цветовых ассоциаций находим в произведениях японских писателей. Вот, например, как воспринимает Кобо Абэ синий цвет: это цвет дождя, от которого простужается нищий…

цвет времени, когда закрываются подземные магазины
цвет не выкупленных в ломбарде часов, подаренных в память об окончании университета…
цвет ревности, разбивающейся о кухонную мойку из нержавеющей стали…
цвет первого утра после потери работы…
цвет чернил на ставшем ненужным удостоверении личности…
цвет последнего билета в кино, купленного самоубийцей…
и другие цвета-цвет анонимности, зимней спячки, смерти как средства облегчения страданий, дыры, проеденной сильнейшей щелочью — временем (Человек-ящик).
А вот какие ассоциации вызывает КРАСНЫЙ цвет у студентки Анны Балаш:

угли под ветром
тоска пожарника о новой пожарной машине
детали конструктора «Юный тореадор»
старая скатерть председателя колхоза
повязка автобусного контролера
размокший фантик от карамели «Заря»
старой нечищенной гильотины
газеты «День донора»
наливки «Памяти Плюшкина»
хорошо выполненных анатомических пособий…и так далее.
Цвето-музыкальные ассоциации
Многие деятели искусств ощущали «звучание» цвета или «окраску» звука. Среди них — композиторы Скрябин, Римский-Корсаков, Дебюсси, художники Уистлер, Лентулов, Кандинский, поэты и писатели Артюр Рембо, Рене Гиль, В. Набоков, В. Хлебников и многие другие.

Процитируем выдержки из книги В. Кандинского «О духовном в искусстве»:

Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами.
Крапплак…вызывает воспоминание о страстных, средних и низких тонах виолончели…
Холодно-красное…передается в музыкальном выражении более высокими, ясными, певучими тонами скрипки.
Оранжевое…подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту, как человеческому, так и струнному.
Ярко-желтый…звучит, как резкая труба, в которую всё сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар
Абсолютно-зеленое …мне хотелось бы обозначить спокойными, растянутыми, средними тонами скрипки.
Светло-синее подобно звуку флейты, темно-синее-виолончели. Всё углубляясь и углубляясь, оно уподобляется удивительным звукам контрабаса. В глубокой торжественной форме звук синего равен звуку глубокого органа.
Фиолетовое…звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное. Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот.
Упомянем также о явлении звуко-цветовых синэстезий. У многих литераторов звуки речи имеют «окраску». Например, у Артюра Рембо:

А — черный цвет, Е — белый, И — как кровь, У — зелень, О — блестит лазурными цветами…

У Рене Гиля:

У — от черного к рыжему, О — красный, А — розовый, Е — от розового до бледно-золотого, Ю — золотые, И — лазурные.

Много интересного о цветовых ассоциациях и синэстезиях читатель найдет в статье С. Эйзенштейна «Вертикальный монтаж» — соч. том 2, 1940 г., а также в стихах и прозе Андрея Белого, и в особенности в его книге «Глоссолалия», 2002 г.

Исследования цветовых ассоциаций
Различные цвета могут ассоциироваться с личностными характеристиками людей; иными словами, человек приписывает цвету свойства, которыми цвет (по определению) не обладает. Приведем данные экспериментов, проведенных в НИ психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева и опубликованных в книге «Цветовой тест отношений» (Л., 1985) Авторы работы — Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд и др.

Личностные характеристики цветов:
Синий — честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный, добрый, спокойный
Зеленый — черствый, самостоятельный, невозмутимый.
Красный — отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, суетливый, дружелюбный, уверенный, общительный, раздражительный, сильный, обаятельный, деятельный.
Желтый — разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.
Фиолетовый — несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.
Коричневый — уступчивый, зависимый, спокойный, добросовестный, расслабленный.
Черный — непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.
Серый — нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный.
В другом эксперименте, (описанном в той же книге), исследовались соответствия цветов различным эмоциям. Получилась «цветовая картина эмоций»:

Красный — гнев, радость, грусть, отвращение, утомление.
Желтый — удивление.
Зеленый — удивление и заинтересованность..
Синий — грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление и пр.
Коричневый — отвращение, утомление.
Серый — утомление, грусть.
Черный — страх, гнев.
Разброс значений в этом эксперименте был довольно велик, но авторы работы считают результат статистически достоверным.

Заключение: «В ассоциациях здоровых испытуемых действительно существуют сильные и относительно однозначные связи между использованными цветами и основными эмоциональными состояниями, устойчивые к различиям пола, возраста, образования испытуемых».
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Сергей

  • Группа 5
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 5494
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #35 : 17 Январь 2012, 19:06:14 »

Лесик, спасибо! :-*
Записан
Не осудите жаркий пыл, тех кто в вас вдруг увидел Бога,
Всем, кто хоть раз любимым был, к Эдэму выстлана дорога
Сердцами тех, кто их любил.      © Copyright: Венцеслава Клеменс, 2012

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #36 : 17 Январь 2012, 20:35:24 »

Читаю, Лесик, очень интересно и ново для меня. Спасибо!!! :-*
Записан

Magician

  • Посвященный
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10499
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #37 : 18 Январь 2012, 07:58:51 »

Читаю, Лесик, очень интересно и ново для меня. Спасибо!!! :-*
Я тоже узнаю много нового ^5^
Записан

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #38 : 18 Январь 2012, 12:56:22 »

Я рада, что вам интересно! ^5^Честно, говоря, боялась что вам будет скучно. :-*
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Magician

  • Посвященный
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10499
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #39 : 18 Январь 2012, 13:26:22 »

Честно, говоря, боялась что вам будет скучно. :-*
Ты что, Лесик, это ж не история экономических учений. :D :manicure:
Записан

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #40 : 18 Январь 2012, 13:28:20 »

 :D
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #41 : 18 Январь 2012, 13:41:06 »

Цветовые предпочтения
Объективные факторы
Субъективные факторы
Личностные тесты
При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, или колорита среды его обитания, необходимо учитывать цветовые предпочтения потребителя. Факторы, влияющие на выбор того или иного цвета, можно подразделить на объективные, субъективные и индивидуальные.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #42 : 18 Январь 2012, 13:42:43 »

Объективные

По объективным качествам все цвета можно разделить на группу А и группу Б.

Группа А
Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Они действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребности людей со здоровой, цельной, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. Действительно, мы встречаем цвета и сочетания такого типа в следующих случаях:

в детском художественном творчестве
в молодежной моде на одежду
в народном декоративно-прикладном искусстве разных стран
в самодеятельном «городском фольклоре»
в искусстве художников-революционеров, ломающих классические каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский, футуристы, дадаисты…)

Группа Б

Смешанные, приглушенные, разбеленные, зачерненные, ахроматические цвета, нюансные сочетания. Цвета группы Б скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, они удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня.

По всем этим причинам цвета группы Б предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной или тонкоорганизованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях:

европейский костюм для среднего и пожилого возраста
интерьер жилищ городской интеллигенции
живопись и прикладное искусство классов, сходящих с исторической арены (ХVIII в. — рококо, ХIХ и ХХ в. — модерн )
искусство, основанное на тысячелетних традициях и крайне медленно развивающееся — китайская графика, японская классическая живопись и прикладное искусство;
современная проектная графика и окраска подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д. )
Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #43 : 18 Январь 2012, 13:44:43 »

Субъективные факторы

Подразделяются на групповые и индивидуальные.

Групповые

Цвет природной среды, этническая группа, культурные традиции, классовая принадлежность, мода, стиль в искусстве.

Влияние этой группы факторов комплексно отражается в искусстве всякого культурно- исторического региона.

Индивидуальные

Возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада (характер, темперамент, бытовая среда).

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых позволяют сделать вывод, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания, обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому.

Популярность различных цветов среди подростков и взрослых распределяется следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый.

При решении конкретной задачи проектирования какого-либо объекта для небольшой социальной группы можно получить представление о цветовых предпочтениях потребителя путем тестового опроса.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Masta-Ann

  • АННА МАЛАХОВА
  • Бодхидха́рма
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 24514
  • Высший Маг восьмого уровня посвящения
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #44 : 18 Январь 2012, 13:48:54 »

Лесик, продолжай, совершенно новая для всех нас информация. Мне очень интересно, спасибо. *bra* ^6^
Записан
ВЕД ВАЯНА МАНИ ГОРЫ!!!

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #45 : 18 Январь 2012, 13:49:36 »

Личностные тесты

Цветовые предпочтения могут свидетельствовать (с известной степенью вероятности) о характере человека, его личных и деловых качествах. Среди психологических тестов большое распространение получили цветовые тесты М. Люшера. Подробно можно узнать об этом из книги: В. В. Драгунский. Цветовой личностный тест. Практическое пособие. — Москва — Минск, 2001.

Перескажем вкратце основные выводы описанных в книге экспериментов.

Испытуемым предъявляются четыре цвета: красный, синий, зеленый и желтый. Каждый человек выбирает самый любимый цвет (со знаком +) и самый отвергаемый (со знаком −). В силу амбивалентности всех цветов выбор первого цвета на шкале предпочтений может означать как положительные черты характера, так и отрицательные. В зависимости от выбора делается вывод о самооценке и самовосприятии человека.

Предпочтение: красный
Означает: уверенность в себе, готовность к действию, приложению своих сил и способностей. Высокий уровень активности. Возможно: самопреувеличение, самопревозношение, раздражительность.

Отклонение: страх перед возбуждением или тяжелыми переживаниями, органическая слабость, физическое и психическое истощение.

Предпочтение: желтый
Означает: чувство свободы , открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения. Возможно: самообольщение, самопринуждение, поверхностность, бесполезная деятельность, неуверенность в будущем.

Отклонение: разочарование, тревожное состояние, утомление от зрительных впечатлений.

Предпочтение: зеленый

Означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, сила воли, постоянство. Возможно: самопреувеличение, сомнение в себе. Низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению.

Отклонение: перенапряжение нервной системы, страдание от гнета или суровой ситуации (напряженное давление).

Предпочтение: синий

Означает: удовлетворение, покой, гармония с миром, верность, чувствительность, способность проникновения, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленным размышлениям. Флегматический темперамент. Возможно: заболевание, недомогание, печаль, уныние.

Отклонение: бегство от разрядки и покоя, боязнь слабости и депрессии. Неудовлетворенное честолюбие, недостаток дружеских связей в коллективе, стремление к превосходству.

Четырехцветный тест может быть дополнен до восьмицветного четырьмя цветами: фиолетовым, коричневым, черным и серым (по М. Люшеру).

Предпочтение: фиолетовый
Означает: стремление очаровывать, чувственную предрасположенность, высокую внушаемость.

Отклонение: защита от угрожающего конфликта между стремлением к слиянию и потребностью руководить, контроль чувствительности, этико-эстетическое стремление к порядку.

Предпочтение: коричневый

Означает: возврат к телесному и бегство от проблем. Потребность в комфорте, желание физического и духовного удовлетворения.

Отклонение: подавление, вытеснение и затормаживание физических потребностей.

Предпочтение: черный
Означает: отношение к абсолютному, связь с авторитетом, чувство смерти, ощущение судьбы, (религиозность). Возможно: выражение протеста, негативизм, агрессивно-деструктивная импульсивная динамика. Способность терпеть лишения, умение ограничивать собственные притязания, готовность к компромиссам.

Отклонение: предприимчивость, смелость, умение преодолевать помехи, презрение к угрозам.

Предпочтение: серый

Означает: отгораживание, осторожная сдержанность, замкнутость, скрытность и социальная изоляция.

Отклонение: эмоциональная возбудимость и стремление к успеху, обусловленному участием в групповой деятельности.

Предпочтение: белый
Означает: сильное психическое давление с кризисным обострением, а также возможность психического и нервного расстройства. Стремление к бегству и освобождению от всякого сопротивления.

Возможно: усталость от жизни, желание покоя и чистоты, активность духовного начала, обширность индивидуального пространства («образ Марии»).

Отклонение: приверженность к материальному, к житейской суете («образ Марфы»), душевная пустота, требующая заполнения впечатлениями извне, страх смерти (из собственных наблюдений автора сайта).


Вместо заключения
Поэт, художник, философ любит все краски мира и все мгновения изменчивого бытия. Убедитесь:

«Все краски люблю я, и свет белизны не есть для меня завершенье.
Люблю я и самые темные сны, и алый цветок преступленья.
Оранжевый, желтый, красный огонь мне желанен, как взор темно-синий.
Не знаю, что лучше: снега ли вершин, или вихри над желтой пустыней.
И стебель зеленый с душистым цветком — прекрасен, прекрасна минута».

Не странно ли было б цветку объявить, что он только средство к чему-то…
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #46 : 18 Январь 2012, 13:54:09 »

А мы колористику частенько в буфете просиживали.... :D =[ =[ =[ =[
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #47 : 18 Январь 2012, 13:55:13 »

Символика цвета

Всякий цвет может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак, или символ. «Прочтение» цвета может быть субъективным, индивидуальным, а может быть коллективным, общим для больших социальных групп и культурно-исторических регионов. Исчерпывающее описание цветовой символики потребовало бы огромного объема текстового материала и по этой причине невозможно на этом сайте. Мы здесь ограничимся перечнем символических значений основных цветов и приведем несколько характерных примеров.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #48 : 18 Январь 2012, 13:59:20 »

Красный

Означает:

1.   Напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый труд, борьба, война, конфликты, трагедия, драма, гнев, жестокость, ярость, страсти.

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет, Не в силах крыл подныть смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых… (А. Блок)
Красный цвет был эмблемой Россию губившего хаоса (Андрей Белый).

2. Магическое воздействие — привлечение партнера (любовная магия), обеспечение плодородия, здоровья, защита от злых духов, демонов, сглаза, порчи, болезни, для украшения своей внешности и среды обитания.

Разноцветных рукавов
Дам из «высоких палат»
Вижу я много…
Но милее мне всех один цвет:
Алая краска любви! (Ямато Моногатари)

Заклинание души риса для обеспечения его плодородия:

О рис, я осторожно пробуждаю твою душу…
Я прикасаюсь к твоей душе…
Мы обмазываем тебя кровью петуха,
петуха тинганга,
Мы натираем тебя заместителем,
Взятым от петуха, от петуха с высоты… (Е. В. Ревуненкова, в кн.: «Мифы, культы…»)

3.   Знак отличия в обществе — одежда и окружение царя, императора, жрецов, воинов, судей, палачей, волшебников, куртизанок, революционеров…

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице.
И сказал им Пилат: се, Человек! (Ин, 19;5)
И, раздевши Его, надели на Него багряницу и насмехались над Ним, говоря: радуйся, царь Иудейский! (Мф, 27-29)

4. Язык общения с богами и духами — окраска храмов и предметов убранства в них, жертвы храмам и святилищам, изображения богов и святых, сцен из священных книг, религиозных эмблем.

Агни призываю как поставленного во главе,
Как бога жертвы, жреца
Как хотара, приносящего самые большие сокровища…
…Ты взмываешь алыми ветрами,
Неся благословение домашнему очагу…
В твоем желанном цвете видны все красоты разом… (Ригведа, гимн Агни)
В восточной части темного невидимого пространства
Родительница коров подняла (свое) знамя…
Эта юница ниспослала вниз (на землю) сияние на востоке.
Она запрягает цугом алых коров.
Пусть она вспыхнет сейчас! Пусть выставит свое знамя!
Пусть будет создан огонь в каждом доме! (Ригведа, гимн Ушас)
 
Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора,
столько величественный в своей одежде,
выступающий в полноте силы Своей?
— «Я, изрекающий правду, сильный, чтобы спасать».
Отчего же одеяние твое красно, и ризы у Тебя,
как у топтавшего в точиле?
— «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною,
и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей;
кровь их брызгала на ризы Мои,
и Я запятнал всё одеяние Свое;
и попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости моей,
и вылил на землю кровь их» (Ис, 63:1-6)
 
Второй ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и всё одушевленное умерло в море.
Третий ангел вылил чашу свою в реки и источноки вод: и сделалась кровь… За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. (Откр. 16; 3-6)
5. Язык ритуалов — праздники, свадьбы, похороны, карнавалы, шествия, манифестации, парады, очищение.

— И чтобы очистить дом, возьмет он две птицы, кедрового дерева, червленую нить и иссопа, и заколет одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою…
 
— И очистит дом кровию птицы и живою водою, и живою птицею и кедровым деревом, и иссопом и червленою нитью… (Левит, 14;49-52)
 
Багряный цвет вселяет в сердце радость,
В рубиновом вине таится сладость.
Пунцовые бутоны красят сад,
Восход пунцов, и ярко-ал закат.
У тех, чья жизнь веселием богата,
Ланиты яркие, как цвет граната.
Сад Ибрагима был в цветенье ал,
И, как закат, огонь Мусы пылал. (Амир Хосров Дехлеви. Восемь райских садов)

6. Знаки и сигналы-опасность, запрещение, грех, жадность, честолюбие, боль; условный цвет на эмблемах и геральдических знаках.

…и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.
И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостью и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. (Откр. 17, 3-5)
На наперснике первосвященника Аарона, служителя Скинии собрания, было четыре красных камня — рубин, карбункул, яхонт и яспис — опознавательные знаки и талисманы четырех колен израилевых.
Государственная символика и геральдика многих стран весьма богата красным цветом.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #49 : 18 Январь 2012, 14:03:37 »

Желтый

Означает:

1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой: веселье, разрядка напряженности, радость, праздник, игра, красота.

Желтая невольница из сказок «1001 ночь» так восхваляет свою красоту: «Цвет мой дорог в этом мире, как чистое золото. И сколько во мне преимуществ, и о подобной мне сказал поэт: Её желтизна блестит, как солнца прекрасный цвет. Динару она равна по виду красивому».

Арабский поэт IХ века воспевает красоту женщины, одетой в желтое платье:

Платье желтое надела — и очаровала нас
И пленила, покорила множество сердец и глаз.
В поэме Амира Хосрова Дехлеви «Восемь райских садов» главный герой — шах посещает желтый дворец в воскресенье — самый радостный день недели. В заключение этой главы поэмы воспевается хвала желтому:

Цвет благороднейший! Такого цвета
Ланиты у влюбленных без ответа.
Нас от недугов золото целит,
Поскольку цвет шафрана в нем разлит.
…и солнце, выплывая из-за гор,
Окрашивает в золото простор.
И жирный плов на блюде пахнет пряно,
Приправленный улыбкою шафрана.

2.   Магическое воздействие — бессмертие, счастье в браке, лечение болезней, вызывающих желтизну тела, знак земли и женского начала инь.

В древнем Китае обитель мертвых называли «Желтыми ключами», но желтый журавль был аллегорией бессмертия. (Е. В. Завадская, 1975). В Индии новобрачная покрывает свои руки желтым для того, чтобы обеспечить себе счастье и единодушие в браке. (Д. Фоли, Энциклопедия знаков и символов, 1997).

Лечение желтухи в древней Индии: «…основа магической операции состояла в том, чтобы прогнать желтый цвет с больного на желтые существа и предметы, к которым желтый цвет пристал, как, например, солнцу. (Обряд сопровождался заклинаниями, отсылавшими «желтуху на солнце»). Такая же лечебная сила приписывалась и одной желтой разновидности галок и особенно ее громадным золотистым глазам. Считалось, что если пристально вглядеться в ее глаза и птица ответит таким же взглядом, то человек будет излечен — болезнь перейдет на птицу… Плиний …приписывает такое же свойство еще и некоему желтому камню, схожему по цвету с цветом лица больного».

В Греции эта болезнь и посейчас называется «золотой болезнью» и ее излечению якобы помогает золотой амулет или кольцо…(Д. Фрэзер. Золотая ветвь).

3. Знак отличия в обществе — одежда и головной убор царя, ритуальная одежда священника, знаки царской и жреческой власти — жезл, держава, крест…Здесь желтый цвет явлен на драгоценных фактурах и материалах — таких, как золото, шелк, парча, камни-самоцветы.

Главный китайский бог-демиург Хуан-ди назывлся «Желтый император» (Е. В. Завадская).

И взял Давид венец царя их с головы его, — а в нем было золота талант и драгоценный камень, — и возложил его Давид на свою голову…(2 Цар. 12:30)
 
И простер царь к Есфири золотой скипетр, который был в руке его, и подошла Есфирь, и коснулась конца скипетра.(Есф. 5:2)

4. Язык общения с богами и духами — слава, божественная власть, атрибут Аполлона, Зевса, китайских императоров, римских триумфаторов, жертва Аллаху, статуи Будды и его святых, одежда буддийских проповедников и монахов; свет, солнце, Бог, мудрость, праведность.

«И вот сказал Муса своему народу: Вот, Аллах приказывает вам заколоть корову…Она — корова желтая, светел цвет ее, радует она смотрящих». (Коран, сура 2).
 
«И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих, и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:3, 4)
 
«Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах-слово, сказанное прилично.
Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха». (Пр. 25:11, 12).

5. Язык ритуалов — инициации, праздники, обряды, церемонии.

Индийский обряд посвящения в ученики: «В ночь накануне церемонии мальчика намазывали желтым порошком и на его чуб надевали серебряное кольцо. После этого ему приказывали провести всю ночь в абсолютном молчании. Это был мистический обряд, который приготовлял мальчика ко второму рождению. Желтый порошок символизировал нахождение в утробе, а абсолютное молчание означало, что ребенок снова как бы стал бессловесным зародышем». (Р. Б. Пандей, 1982).

В Китае праздник Земли справляли в желтых одеждах (Сычев Л. П., Сычев В. Л., «Китайский костюм»). На алтаре Земли — янтарь медового оттенка.

6. Знаки и сигналы — предостережение, предупреждение, желтое с черным — знак запрета, желтый в виде золота — знак дороговизны и высокого качества товара.

Желтая карточка — недоверие, предупреждение; «желтая акация» в языке цветов означает «ушла любовь». В Китае «желтые фильмы» и «желтая литература» — порнографическая продукция (Д. Фоли, с. 438)

«Желтый билет» — удостоверение личности продажных женщин.

В Англии ХIХ века — желтые шляпы несостоятельных должников, желтые кольца на плащах евреев из гетто.

7.
   Негативная символика желтого и золота — грех, предательство, продажность, безумие, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь.

Общеизвестны такие выражения, как желтая пресса, желтые профсоюзы, Желтый дом; «Йеллоу Джек» — флаг, который поднимали на кораблях в знак карантина. В средневековой Испании одевали в желтое еретиков, сжигаемых на кострах инквизиции.

Иуду Искариота изображали в желтом плаще, как христопродавца. Во Франции желтый цвет был знаком обманутых мужей, рогоносцев. Ряд негативных значений желтого связан с цветом осенней умирающей листвы и грустным настроением по поводу конца лета.

Японские стихи:

Ветвь, что сломал для тебя, пожелтела;
Весна, а на ней уже осени след! (Манъёсю)
Анна Ахматова:

Круг от лампы желтый, шорохам внимаю.
Отчего ушел ты? Я не понимаю…
От любви твоей загадочной ,
Как от боли, я кричу,
Стала желтой и припадочной,
Еле ноги волочу…
Сергей Есенин:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым…
 
…Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники желтую грусть…
С. Эйзенштейн цитирует Ф. Порталя:

«Мавры различали противоположные символы по двум различным нюансам желтого цвета. Золотисто-желтый означал «мудрый» и «доброго совета», а блекло-желтый — предательство и обман…»

«В геральдике золото обозначает любовь, постоянство и мудрость, а желтый цвет — противоположные ему качества: непостоянство, зависть и адюльтер…»

Забавный пример негативного влияния желтого цвета на судьбу человека встречаем в рассказе Тэффи «Жизнь и воротник». Желтый бантик на воротнике блузки превратил порядочную женщину в легкомысленную расточительницу и бессовестную обманщицу.

Впрочем, примеры негативной символики желтого так многочисленны, что читатель сам пополнит этот список.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)
Страницы: 1 [2] 3 4  Все   Вверх
 

Яндекс.Метрика