Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: 1 2 3 [4]  Все   Вниз

Автор Тема: "Ученья цвет"...немного колористики  (Прочитано 15525 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #75 : 19 Январь 2012, 00:29:37 »

Интерьеры

В этом разделе речь пойдет о прикладном искусстве — проектировании цветового климата интерьеров, экспозиционных структур и рекламы.

Принципы проектирования цветовой схемы любого объекта зависят прежде всего от назначения этих объектов. Разделим их на три основных класса.


I класс — производственные интерьеры, то есть помещения, где выполняется та или иная работа: цехи фабрик и заводов, административные здания, научные, учебные, медицинские, проектные мастерские и т.д. В зданиях этого типа цветовая отделка проектируется в строгом соответствии с нормами и правилами на основе принципа функционально-технологической целесообразности.

II класс — помещения, в которых должны быть обеспечены оптимальные условия для зрительной работы, но не меньшее значение имеет психологическое воздействие визуальной среды и ее эстетические качества. К таким объектам относятся: предприятия общественного питания, торговые учреждения, зрелищные помещения, некоторые выставки (делового характера). В таких объектах большое значение приобретает фактор эстетического и даже художественного порядка.

III класс — объекты, где человек отдыхает, развлекается или занимается чисто духовной работой: мемориальные сооружения, программные выставки, музеи индивидуального характера, инсталляции, рестораны, концертные залы, игровые комнаты. В таких помещениях при выборе параметров цветовой композиции руководствуются в основном художественным замыслом; функциональные требования учитываются в минимально необходимой мере.
При проектировании цветовых схем производственных помещений (в широком смысле этого слова) необходимо учитывать множество факторов. Они разнообразны и порой непредсказуемы; в конкретной ситуации невозможно учесть их все до одного. Основные факторы можно подразделить на следующие группы:

1. Объективные:
климат места застройки
ориентация помещения
размеры и пропорции помещения
архитектурно-конструктивные параметры
размеры и типы оборудования
естественное освещение
инсоляция
градостроительная ситуация

2. Социально-демографические:
контингент трудящихся
по образованию
возрасту, полу, этническому составу
культурному уровню;
цветовые предпочтения (на основе обследования или по данным статистики).

3. Производственные:
цвет рабочего объекта
точность зрительных работ
физическая нагрузка
умственное напряжение
производственные вредности (избыточное тепло, холод, шум, теснота, запахи, обилие предметов в поле зрения, неупорядоченная композиция интерьера, монотонность и пр.) длительность пребывания на рабочем месте.
Каждый из этих факторов обусловливает параметры цветовой схемы объекта, к которым относятся:

Гамма
Цветовая система
Набор основных красок
Насыщенность (чистота) доминирующих цветов
Контрастность (по всем трем координатам)
Психологическое и физиологическое воздействие цвета
Выявление особенностей архитектурно-пространственной композиции интерьера, тектоники конструкций и оборудования.
Эстетизация искусственной среды (производственной, экспозиционной, рекреационной).


Как видим, проектирование цветовых схем интерьеров — дело сложное. На практике оно усложняется ещё многими факторами, не поддающимися учету. Но есть одно обстоятельство, упрощающее дело: цель цветового проектирования — обеспечить физиологический и психологический комфорт человека. К этому в конечном счете сводятся все требования, предъявляемые к качеству цветового проекта интерьера. Хорошая цветовая схема — та, которая максимально доступными средствами создает комфортное самочувствие обитателям интерьера (трудящимся, зрителям, посетителям, жителям).

Рассмотрим процесс проектирования цветового климата на примерах.

 Пример А.Заводской цех. Класс I.

Основные факторы:

1а — климат жаркий
1б — ориентация южная
1ж — инсоляция обильная
3е — избыточные выделения тепла, пара, влаги, неприятных запахов
3а — цвет рабочего объекта в интервале красный- желтый
3б — точность зрительных работ — большая.
3в — физическая нагрузка выше средней или большая.
При наличии данных факторов желательно выбирать холодную гамму, светлые колеры, насыщенность цвета малую или среднюю. Темные или насыщенные цвета можно вводить как акцентные, для выявления форм оборудования, мебели, предметов убранства, элементов коммуникаций.

Кроме того, холодная гамма уместна при наличии некоторых факторов группы 2:

2а — мужской контингент трудящихся
2б — образование среднее или высшее
2е — возраст средний или старший
2д — цветовые предпочтения склоняются к коротковолновым цветам.
При значениях факторов, обратных перечисленным, выбираем теплую гамму при тех же характеристиках яркости и насыщенности цветов.

Иногда требования, предъявляемые к цветовой схеме, вступают в противоречие: например, из условий климата и производственных выделений тепла требуется холодная гамма, а контингент трудящихся состоит из молодых женщин, предпочитающих теплые цвета. В таком случае нужно выбрать критерий оптимальности, то есть определить, какой фактор имеет большее значение. Видимо, в нашем примере факторы 1а и 3е следует считать решающими; потребность трудящихся в теплых и насыщенных цветах можно удовлетворить введением в интерьер цеховой графики, растений, окраской некоторых архитектурно-конструктивных элементов (ферм, балок, коммуникаций, стержневых конструкций).

Пример Б. Вестибюль крупного машиностроительного завода. Класс II.

Определяющие факторы:

Сложность функций помещения (проходная, бюро пропусков, камера хранения, телефоны, справочное бюро, несколько выходов и пр.)
Большая площадь при малой высоте, колонны через каждые шесть метров.
Необходимость создания тонизирующего колорита для эмоциональной зарядки трудящихся перед рабочим днем.
Отсюда следуют приемы проектирования цветовой схемы:

Цветовое зонирование, выявление направлений потоков людей.
Выделение цветом несущих конструктивных элементов: колонн, балок, панелей и др.
Введение насыщенных красок теплой гаммы на ограждающих поверхностях; использование яркостных и хроматических контрастов, декоративных фактур, плакатов.
Включение в интерьер произведений искусства, живой зелени, цветов — для создания явного отличия вестибюля от производственных цехов.

Пример В. Бытовые помещения завода: столовая, буфет, комната отдыха. Класс III.

В помещениях для приема пищи главные требования — гигиеничность и уют. Доминирующие цвета могут быть более темными и насыщенными, чем в цехах; рекомендуются натуральные материалы с естественной окраской (или их имитация). Гаммы теплые или нейтральные (полухроматические краски), цветовые системы — монохромные или двухцветные, сочетания гармоничные. Нежелательны цвета и фактуры, вызывающие ассоциации с чем-либо грязным, гниющим, ядовитым и пр.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Magician

  • Посвященный
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10499
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #76 : 19 Январь 2012, 08:07:02 »

Лесик ^6^ :friendship2:
Записан

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #77 : 20 Январь 2012, 14:01:14 »

Выставки(Про выставки проскочим быстренько, думаю, никому это особо не  надо. :D)

Экспозиционные структуры можно подразделить на три основных типа:

1. «Деловые» — научные, учебно-методические, торговые и т.п.

Роль художника в оформлении таких выставок сводится к созданию оптимальных условий для зрительного восприятия экспонатов, к которым относятся:

соблюдение оптимального контраста экспонатов и фона (по принципу дополнительности),
снятие утомления от осмотра выставки (введением цветовых акцентов или пауз, изменением колорита различных фрагментов выставки),
организация пространства при помощи цвета (выявление оппозиции верха-низа, ритма конструктивных элементов и пр.)
зонирование интерьера, указание направлений движения (для больших пространств),
использование ассоциативности цвета (выбор цвета, соответствующего экспонату),
правильное использование естественного и искусственного освещения.

2. Репрезентативно-деловые выставки

К ним относятся, например, выставки достижений народного хозяйства; показ культуры, экономики и промышленности какого-либо государства; тематические выставки типа «Электроника и высокие технологии» и др. Такие экспозиции выполняют не только информационную функцию, но и рекламную, и даже политическую — например, международные выставки ЭКСПО в столицах разных государств.

В таких экспозициях демонстрируются не только различные предметы, документы, тексты, но и образ государства, фирмы, предприятия-экспонента; здесь «в воздухе висят» идеи, читается стиль, ощущается фактура и колорит жизни той или иной страны, отрасли промышленности, фирмы. Здесь художник должен позаботиться о том, чтобы прочувствовать задачи и сверхзадачи экспозиции, найти средства для их выполнения (совместно с архитектором) и создать соответствующий колорит. В таких выставках уместно широкое использование плакатной графики, геральдики, скульптуры, декоративных конструкций, изделий прикладного искусства и дизайна.

3. Третий тип выставок — это так называемые вводные залы — пространство без экспонатов, заполненное (или не заполненное) формами и ограниченное какими-либо поверхностями. Это пространство воздействует на зрителя всеми своими атрибутами и средствами: композицией, пропорциями, массами, динамикой, материальными формами и, конечно, цветом. Цель экспозиции — внушить посетителю (зрителю) определенное отношение к предметам, выставленном в следующем зале (или залах), подготовить его к восприятию более «деловой» экспозиции.

Разновидность такого рода выставок — концептуальный интерьер, называемый также инсталляцией. Здесь визуализируется какая-либо идея («концепт»), нередко парадоксальная или абсурдная, но возможно также — вполне серьезная. Средства, которыми располагает инсталляция — пространство, форма, свет, фактуры, цвет. Используются также живопись, графика, скульптура и любые «внехудожественные» предметы (отходы производства, металлический лом, ящики, бутылки и пр.). Выбор типа цветовой композиции, колорита, освещения целиком подчиняется задаче внушения зрителю определенной идеи, чувства, ощущения.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #78 : 20 Январь 2012, 14:05:55 »

Рисунки студентов,эскизы интерьеров выставок.











Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #79 : 20 Январь 2012, 14:15:28 »

Теория гармонии

Блаженна страсть к гармонии, Рамон…

Уоллес Стивенс

Понятие гармонии невозможно определить в нескольких словах. Более или менее полно раскрывается оно в системе категорий, составляющих это понятие.

 
Первый признак гармонии — cогласованность, связанность, единство всех элементов, входящих в гармоничную систему.
Так, наш мир в целом гармоничен, потому что создан единым Творцом по единому плану. Все вещи мира родственны. Эта мысль звучит в памятниках самых древних культур.

Един огонь, многоразлично возжигаемый,
Едино Солнце, всепроникающее,
Едина заря, всё освещающая,
И едино то, что стало всем этим. (Ригведа, VIII, 58)
Из китайского трактата Хуайнаньцзы:

То, что покрывается небом, что поддерживается
землей, обнимается шестью сторонами света,
что живет дыханием инь и ян, что увлажняется
дождем и росой, что опирается на дао и благо-
всё это рождено от одного отца и одной матери,
вскормлено одной гармонией. (Лу Ань, 2-й в. до н.э)
В Древней Греции первоначальный смысл понятия «гармония» был аналогичен понятию «музыка», а в строительном деле этот термин обозначал особо прочный способ кладки камней в стене (Павсаний), а также гармониями называли скрепы или гвозди, которыми сбивали корабли (Гомер). В античной философии категория Единого занимает обширное место. Назовем здесь Парменида, Платона, Синезия, Плотина, Марка Аврелия, Боэция…

 
Второй признак гармонии — единство и борьба противоположных начал, контрасты.
Это отражено в мифологии Древней Греции: Гармонией называлась дочь Афродиты и Ареса — богини любви и бога войны. Пифагореец Филолай утверждает: Гармония… возникает из противоположностей. Ибо гармония есть соединение разнообразной смеси и согласие разнообразного.

Великий диалектик Гераклит находит источник гармонии мира: это Логос, создающий сущее из противоположных стремлений, устроивший всё через всё. Ещё одно изречение Гераклита: Расходящееся сходится, и из различного образуется прекраснейшая гармония, и всё возникает через вражду.

В эстетике средневековой Европы контрасты обостряются, становятся непримиримыми. Божественное и демоническое, добро и зло, свет и тьма вступают в конфликт, не зная примиряющей середины.

Пророк Исайя гремит проклятиями: — Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким! (Ис. 5;20)

Однако, все эти контрасты исходят от Бога: Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это. (Ис. 45:7,11) Средневековое мышление антиномично, то есть всякому понятию противопоставляется другое, контрастное понятие, потому и в изобразительном искусстве средневековья мы видим напряженные контрасты: темное и светлое, красное и зеленое, золотое и синее.

Художники эпохи Возрождения также признавали одной из основ гармонии полярные противопоставления (контрасты), но эта эпоха понимает третий признак гармонии, а именно категорию меры, не так, как Средневековье. Приведем для убедительности выдержку из «Книги о живописи» Леонардо да Винчи:

Прими во внимание, что если ты хочешь сделать превосходнейшую темноту, то придай ей для сравнения превосходнейшую белизну, и совершенно так же превосходнейшую белизну сопоставляй с величайшей темнотою. Бледно-синий заставит казаться красный более огненно-красным, чем он кажется сам по себе в сравнении с пурпуром… Зеленый красному и красный зеленому… взаимно придают прелесть.

 
Третий признак гармонии — мера.
В традиционной классической эстетике, восходящей к античности, категория меры занимает одно из важнейших мест. Дружный хор поэтов, философов, ученых воспевает умеренность и «золотую середину» во всём: в трудах, чувствах, искусствах. Поэт Феогнид поучает своего сына:

Кирн, ни в чём не усердствуй. Во всём выбирай середину.
Тот же увидишь успех, что и трудясь тяжело.
Лучше всего человеку не быть чрезмерно богатым,
Лучше всего для него бедности крайней не знать.
В эпиграмме неизвестного автора «Семь мудрецов» запечатлены их главные речения:

Семь мудрецов называю — их родину, имя, реченье:

«Мера важнее всего»,— Клеобул говаривал Линдский;
Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа.
«Лишку ни в чём!»— поговорка была митиленца Питтака…
Великий мудрец Пифагор наставляет своих учеников:

Соблюдай меру в пище, питье, гимнастике.
Не будь расточителем и скрягой.
Обуздывай чрево, сон, похоть, гнев…
Платон и Аристотель связывают понятие меры с человеческой психикой, со способностью человека к восприятию различных ощущений. То, что выше или ниже определенной меры, не ощущается как гармоничное. Только сомасштабное человеку, посильное для него и соразмерное гармонично. Аристотель в трактате «О душе» ясно сформулировал эту закономерность:

Каждое превышение меры разрушает слух, — как чрезмерность высоких, так и низких тонов; также излишества во вкусовых качествах разрушают вкус, и слишком яркое и темное в цветах пагубно действует на зрение… ведь ощущение есть отношение, чрезмерности же причиняют неудовольствие или действуют разрушающе.

 
Четвертый признак гармонии — пропорциональность.
Гармоничная система всегда составлена из двух или более элементов, между которыми должно быть определенное количественное отношение, или пропорция. Пифагор признает началами всех вещей «числа и заключающиеся в них соразмерности, которые он называет также гармониями»… (Аэций 13,8). Древнеримский теоретик архитектуры писал: Ни один храм не может строиться без учета соразмерности и пропорциональности, без того, чтобы он не имел точного соотношения частей, подобно соотношению частей тела у хорошо сложенного человека.

Любимой пропорцией в античности и в классическом искусстве последующих веков было «золотое сечение», выражаемое иррациопальным числом «фи», равным 0,618. Говоря описательно, чтобы разделить отрезок С в «золотой пропорции», нужно, чтобы его часть А относилась к части В, как В относится к С. Более грубое приближение к этой пропорции можно получить отношениями 3:5, 5:8, 8:13.

В колористической системе размеры цветовых пятен обратно пропорциональны их эффективной яркости. Чем светлее и ярче пятно, тем меньшую площадь оно занимает в гармоничной композиции.

Пропорция, наряду с другими компонентами гармонии, является предметом размышлений средневековых философов. Вот вывод Фомы Аквинского (ХIII в.):

… В понятие прекрасного … или красоты входят ясность и должная пропорция… Вот почему красота тела заключается в том, что у человека члены тела хорошо спропорционированы , вместе с тем имея ясность должного цвета.

 
Пятый признак гармонии — равновесие.
Гармоничная композиция всегда уравновешена, устойчива. Идеальное состояние уравновешенности дает симметрия.

Понятие симметрии усвоено нами из природы. Законы природы построены на симметрии противоположных (или подобных) начал: плюс и минус, позитрон и электрон, жизнь и смерть, лето и зима, и т.д. Сам человек устроен симметрично, поэтому всё симметричное он воспринимает как нормальное и позитивное. В древности и средневековье была замечена родственность и взаимные превращения симметричных начал. Платон утверждал, что если существуют две какие-либо противоположности, то одна возникает из другой: живое из мертвого, мертвое из живого, прекрасное из безобразного, легкое из тяжелого и т.д. (Федон)

Экклезиаст предопределяет антиномиям равную судьбу, то есть намекает на их тождество: Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы… (Эккл. 9;2)

В сопоставлениях симметричных частей познаётся природа вещей. Гуго сен-Викторский: Если присоединишь подобное к подобному, одинаковость частей обнаружит превосходство той и другой части. Если же ты сопоставишь несходное, то более явным станет отличие каждого… Сопоставь белое с черным, мудреца с глупцом, гордого со смиренным, зло с добром и тогда,… к каждому виду словно присоединится подлинное содержание его собственной природы.

В классической архитектуре симметрия обязательна; в живописи или скульптуре её избегают, заменяя «живым» равновесием. Так, на картине светлые или темные пятна слева уравновешиваются такими же пятнами справа; фигуры, тела, предметы, цветовые пятна располагаются по такому же принципу. Закон уравновешивания по вертикали несколько иной: здесь художник-реалист следует натурным прототипам, а высоту картины делит в отношениях золотого сечения или простых целочисленных пропорциях.

 
Шестой признак гармонии — ясность, легкость восприятия.

Классическому стилю во всех его проявлениях присуща рациональность и ясность-неотъемлемые признаки гармонии. Всё рациональное ясно, то есть легко воспринимается человеческим разумом и чувствами. Рациональное — это логичное, упорядоченное, организованное. Античные философы именно так представляли себе Космос: он расчислен, размерен, умопостигаем, закономерно «разгорается и угасает». Здесь главный бог — это Логос (слово, смысл). Он враждебен всему темному, смутному, мистическому, хаотичному.

Логичность системы, очевидность закона её строения, ясность постижения-существенные признаки гармонии.

 
Седьмой признак гармонии — уместность, соответствие, природосообразность.
Природа,как было сказано, это свойство Вселенной в целом. Любая часть природы гармонично сочетается со всеми остальными, составляя систему. Гармоничное произведение искусства — это также система, в которой каждый элемент родствен другим, каждый на своем месте, и если заменить его другим — это нарушит гармонию. Так, например, апокалиптическая саранча — страшное чудовище, лишенное и красоты, и гармонии:

По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; … И волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов; … У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала… (Откр. 9:7,8,10)

Мы судим об уместности частей композиции при помощи сравнения данной системы с какой-либо природной. Даже в абстрактной живописи В. Кандинского сам художник усматривал картины космических катаклизмов, «грохочущее столкновение миров». И хотя эта живопись далека от классической традиции, мы чувствуем её гармоничность.

Св. Августин Блаженный (IV - V в.) точно и кратко определяет категорию соответственного в связи с категорией прекрасного (это восьмой признак гармонии):

Прекрасное рассматривается и одобряется само в себе; ему противоположно постыдное и безобразное. Соответственное же, которому противоположно нелепое, как бы связанное, зависит от другого, и о нем судят не по нему самому, а по тому, с чем оно связано.

В сочинении «Об истинной религии» Августин продолжает эту мысль: Во всех искусствах нравится соответствие, только благодаря которому всё целостно и прекрасно…

 
Восьмой признак гармонии — прекрасное.
Определить прекрасное так же трудно, как гармонию. В диалоге Платона «Пир» одна из участников пира мудрая Диотима определяет прекрасное апофатическим способом: оно не возникает, не уничтожается, не увеличивается, не убывает, оно прекрасно везде и всегда, существует вечно, не является в виде какого-либо облика, или речи, или науки, на земле, на небе или в каком-нибудь предмете, оно единообразно с собою и ни в чем не испытывает страдания.

В диалоге Платона «Гиппий Больший» философ Сократ еще более подробно обсуждает проблему прекрасного с известным софистом, но длительная дискуссия не приводит ни к какому результату. Сократ с присущей ему честностью и мужеством признаётся, что определение прекрасного очень трудно: Кажется, я узнал, что значит пословица «прекрасное-трудно».

Добавим к этому слова Августина: Разве любим мы что-либо иное, кроме прекрасного?

 
Девятый признак гармонии — возвышенное.
Гармоничное искусство создает естественные, природосообразные формы, но не копирует их с натуры. Формы и краски гармоничного искусства облагорожены, возвышены над природными прототипами, приведены в соответствие с идеалом прекрасного. Иными словами, в гармонии всегда ощущается божественное начало, слышатся звуки лиры Аполлона, гимнов Орфея. Возвышенное — это то, что создано при содействии муз, ангелов, Бога.

 
Десятый признак гармонии — совершенство.
Скажем о нем совсем кратко: совершенное произведение — это такое, в котором нет никакого недостатка и никакого избытка — ни прибавить, ни убавить. Этим критерием измерялась гармоничность произведений искусства как в античности, так и во все последующие времена во всех классических стилях.

Неясность, несоразмерность, нагромождение деталей, дикая экспрессия, необузданная фантазия, хаос и разобщённость — признаки, выводящие произведение искусства за грань классического и гармоничного.

 
Признаки гармонии в цветовых системах.

1.Связь, единство.

В колористике связность элементов достигается разными путями. Связующими факторами могут быть:

монохромность (единство цветового тона)
ахроматичность (отсутствие цветового тона)
подмесь белого, серого, черного
сдвиг к одному цветовому тону (мерохромия)
«вуаль» света или тень

2. Контрасты

Различают следующие виды контрастов:

по яркости или светлоте (светлое-темное)
по насыщенности или чистоте
по цветовому тону (дополнительные или контрастные цв.)
Все виды контрастов могут быть измерены в соответствующих единицах измерения. Различают большой, малый и средний контраст.

3. Мера.

Гармоничные цветовые системы избегают слишком больших или неощутимо малых контрастов. Здесь предпочтительнее средний контраст.
 

4. Пропорциональность.


При сопоставлении цветовых пятен обычно выдерживается правило, изложенное в пункте 4 раздела «ГАРМОНИЯ»: площади цветовых пятен в гармоничной композиции обратно пропорциональны их яркости.
 

5. Равновесие.

Самое общее правило уравновешивания: левая и правая части композиции должны содержать одинаковое количество зрительной информации; яркость и чистота цветовых пятен справа и слева как бы взвешиваются на весах и приводятся к равенству. Если какая-либо сторона перевешивает — зритель чувствует себя дискомфортно, поскольку сам он симметричен, и асимметрия ему неприятна. В композиции структурного типа, где отсутствует различие верха и низа, должно соблюдаться равновесие пятен также относительно горизонтальной оси.

6. Ясность.


В гармоничной цветовой композиции все цветовые пятна различимы без труда; слишком тонкие нюансы здесь нежелательны, так же, как и резкие контрасты. Принцип ясности проявляется ещё и в четкости типа композиции (системы), в её тектоничности. Закономерность в выборе цветов и их распределении недвусмысленно ясна — этим классическая гармония отличается от модернистского хаоса, в котором нелегко проследить логическое начало (если оно есть).

7. Соответствие, уместность.

Проблема сводится к тому, чтобы, по словам Пикассо, брать нужную краску и класть её на нужное место. В гармоничной системе неуместна противоестественная окраска, так же, как и противоестественные сочетания частей разных тел и предметов.

8. Прекрасное.

В гармоничной цветовой композиции недопустимы диссонансы, невозможны психологически негативные цвета, вызывающие чувство отвращения. Эстетическая ориентация художника, мыслящего классически — это ориентация на прекрасное.

В искусстве вполне возможно также предпочтение безобразного: например, в живописи экспрессионистов, в плакатной графике, бичующей общественные пороки, отчасти в комическом искусстве. Во всех этих жанрах и стилях не следует искать гармонии и не нужно к ней стремиться.

9. Возвышенное.

В классическом искусстве стремление к возвышенному проявляется в том, что изображаемая действительность как бы приподымается над реальной, художник облагораживает свой прототип, очищает от мелкого, несущественного, бытового, физиологического. Облагораживаются и краски: например, в человеческом теле не передаются холодные желтые или зеленоватые тона, неизбежные на коже людей белой расы. В классической живописи все тела — золотистые, теплых оттенков. Так же облагораживаются цвета листвы, воды, неба. Тот, кто ищет гармонии, не станет, например, показывать в листве дерева сухие, пожелтевшие или больные листья, а в воде озера мутные илистые пятна.

10. Совершенство.

Если выполнить все девять предыдущих требований, предъявляемых к гармоничной композиции, или хотя бы четыре — пять из них, то вполне возможно достичь совершенства, то есть ощущения законченности и полноты, когда нет желания что-либо прибавить или отнять.

Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Мф. 5:48)
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #80 : 20 Январь 2012, 14:24:06 »

Свет и цвет

Однажды поэт Александр Кушнер посетил музыкальный концерт в зале с красными плюшевыми креслами. Обилие красного произвело на Поэта сильное впечатление, и он, извинившись, спросил художника:

— Цвет — это что?

— Цвет — это Бог, — ответил художник.

Поэт, не возражая собеседнику в принципе, всё же находит цвет поближе, на уровне земли. Он ощущает цвет в фактурах плюша, листьев растений, запахе клевера и мяты. Цвет для него неотделим от материи, от всего живого. Его радуют не только красные кресла, но и синие волны, черные скалы и белые мостовые.

Цвет вездесущ; для зрячего существа он заполняет всю сферу окружающего пространства и исчезает только тогда, когда в поле зрения нет света, или же отсутствует само зрение.


Стало быть, цвет не возникает без света (проверьте, читатель, сами). Что же такое свет? Мудрецы древности отвечали на этот вопрос с удивительным единодушием: свет — это Бог.

Источники света обожествлялись в культуре всех древних народов: солнце, луна, звезды, огонь, молния персонифицировались в мифологических образах Атона, Митры, Ахурамазды, Сурьи, Брахмана, Исиды, Иштар, Венеры, Агни, Рудры, Зевса и множества других.

В эпоху позднего эллинизма появилась потребность отыскать общее начало мира, единое божество. И оно было найдено трудами ученых Древней Греции — Платона, Парменида, Прокла, Ямвлиха, Плотина, Синезия. Этот бог-демиург, творец мира, был назван Единым, и эманация Его (исходящая от него энергия) была названа СВЕТ.

Свет — это само Единое. Свет есть энергия Единого. Свет — душа мира. (Плотин).

Иными словами, свет — это Бог. Он ведь и сам подтверждает эту истину:

Я свет миру (Ин. 8:12).
Я свет пришел в мир (Ин. 12:46).
Бог есть свет (1 Иоан. 1:5).
Художник, ответивший Поэту на его вопрос о цвете, был не совсем прав, но не так уж далек от истины: цвет—это свет, претерпевший столкновения и взаимодействия с материальными телами, в том числе с органами зрения (у кого они есть).

Определение Гете: Цвета — деяния света, деяния и страдания…

Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета.

Определение Шеллинга: Свет в соединении с не — светом (т.е. телом) есть замутненный свет, то есть цвет.

Цветовой феномен есть раскрывающаяся почка света…

Определение Платона (самое красивое): Цвет — это пламя, струящееся от каждого отдельного тела и состоящее из частиц, соразмерных способности нашего зрения ощущать.

И, наконец, современное научное определение: Цвет — это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света.

Еще две классические аксиомы: Свет сам по себе невидим; он как таковой только мыслим.

Все, что мы видим — это цвет. (Аристотель)

Феномен цвета имеет двойственную природу. Объективная его составляющая — свет; субъективная — зрительное ощущение.

Свет — адекватный возбудитель зрительных нервов, которые никаких других сигналов не могут послать в кору головного мозга, кроме импульсов, возбуждаемых светом. Поэтому мы и ощущаем зрением только цвет (результат переработки света).


Впрочем, довольно физики.

Важнее для нас то, что все небесные тела, излучающие свет, а также все земные тела и вещества, отражающие его сияние, были предметом обожания и воспевания поэтов всех времен и народов.

В древности люди молились светоносным богам, распевали им гимны, возжигали ароматы. В Средние века изображали Бога и святых с золотыми нимбами над главами, бликами света на лицах, руках, одеждах; наполняли храмы сияющим светом цветных витражей, блеском смальтовых мозаик и золотых окладов икон.

Искусство Нового времени изображает световые эффекты средствами живописи: сопоставлением бликов, теней и рефлексов, затем в конце ХIХ века открывает новый способ изображения световых эффектов — при сопоставлении теплых и холодных красок на освещенных и затененных поверхностях предметов.

Наконец, в ХХ веке в живописи воссиял свет во всем своем великолепии, вытеснив «подражательную» форму со всеми ее элементами.

Появилось новое искусство — ОП-АРТ, искусство света и цвета. Извечный Бог-Свет — занял подобающее ему царское место на троне, и одесную Его воссел пророк Его, Виктор Вазарели.

Оп-арт — искусство абстрактное, по преимуществу нефигуративное. Линии и пятна здесь подчиняются строгой математической дисциплине, вычерчиваются циркулем, линейкой, угольниками; очертания фигур — прямолинейные, круговые, эллиптические или параболические. Произведение живописи кажется нерукотворным — настолько точны линии и гладки окрашенные плоскости. Изобразительные средства классического оп-арта — линия, полоса, круг, треугольник, квадрат, ромб, параллелограм. Живописные приёмы: цветовые ряды, растушёвки, муаровые эффекты пересекающихся линий, иллюзии отражений, бликов, глянцевых и светящихся поверхностей.

Главный герой живописного оп-арта — свет, монохромный или ахроматический, изображенный или натуральный, уловленный зеркалами, призмами, линзами, блестящим металлом или излучаемый искусственными источниками света. Если в этом стиле используются два, три и более цветов, то картина излучает собственный свет благодаря чистоте и яркости красок, а также их подбору. Гармоничная система красок, будь то пара, триада или многоцветие, так же светоносна, как радуга или спектр белого света. В зрительных центрах коры головного мозга разделенный на цвета свет опять объединяется в Единое белое сияние.

Искусство света и цвета переживало свой «звездный час» в середине ХХ века, но и по сей день оп-арт продолжает жить как в «чистой» живописи, так и в декоративно-прикладном искусстве.

Виднейшие представители этого стиля (помимо Вазарели): Р. Делоне (Франция), Й. Альберс (Германия), Д. Балла, Д. Северини (Италия), Р. Артымовский, Я. Эйсымон, А. Яхтома, Т. Виктор (Польша), А. Колейчук, Ф. Инфанте (Россия), С. Лапша, В. Ересько (Белоруссия), Б. Райли, Ф. Стэлла, Р. Анушкевич (США).

Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #81 : 08 Февраль 2012, 15:48:04 »

Основные понятия

ЦВЕТ — ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света.

СВЕТ будем рассматривать как электромагнитное волновое движение.

Характеристики световых волн
— длина волны
— скорость распространения
— частота
Спектральные цвета и длины волн
Красный760 – 620 нм
Оранжевый620 – 585 нм
Желтый585 – 575 нм
Желто-зеленый575-550 нм
Зеленый550 – 510 нм
Голубой510 – 480 нм
Синий480 – 450 нм
Фиолетовый450 – 380 нм

Для удобства обозначения цветов принято деление спектра оптического излучения на три области:


длинноволновую — 760 - 600 нм (красный — оранж.)
средневолновую — 600 - 500 нм (оранжевый — голубой)
коротковолновую — 500 - 380 нм (голубой — фиолетовый).
Это деление соответствует качественным различиям между спектральными цветами и учитывается при цветовом проектировании.

АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА — белый, черный и все серые. В их спектры входят лучи всех длин волн в равных энергетических количествах (или почти равных).

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА — все спектральные, а также природные, кроме ахроматических.

Координаты цвета в психофизической системе.

1. Цветовой тон — качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из спектральных или пурпурных. Пурпурные цвета образуются при смешении красного с фиолетовым. Цветовой тон измеряется длиной волны излучения, преобладающего в спектре данного цвета.
2. Светлота — степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различения от данного цвета до черного.
2а. Относительная яркость — отношение величины потока, отраженного от данной поверхности, к величине потока, падающего на нее (коэффициент отражения).
3. Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического, измеряемая числом порогов различения от данного цвета ло ахроматического.
3а. Чистота — доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета.
Самые чистые цвета — спектральные.

Их чистота составляет 100%.   Насыщенность спектральных цветов неодинакова: желтый цвет наименее насыщен, к краям спектра насыщенность цветов повышается.

В практике цветового проектирования используются координаты 1, 2а и 3а. Координаты 2 и 3 используются в научных исследованиях, а также для словесной характеристики цвета, поскольку они достаточно образны и интуитивно понятны.


Смешение цветов
Различают два принципиально разных процесса смешения цветов:


слагательный и вычитательный.

Виды слагательного смешения:

Пространственное — совмещение в одном пространстве различно окрашенных световых лучей. Примеры: декоративное освещение, цирковое, театральное…
Оптическое — образование суммарного цвета в органе зрения, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены. Примеры: живопись мелкими штрихами или точками, пестроткань, офсетная печать.
Временное — смешение цветов при быстрой смене их в поле зрения. Это можно наблюдать при помощи «вертушки» Максвелла. Если укрепить на вертушке диски разных цветов и привести их во вращение со скоростью 2000 оборотов в минуту, цвета дисков станут неразличимы в отдельности и образуют некий суммарный цвет.
Бинокулярное смешение — его можно наблюдать, надев разноцветные очки.

Правила слагательного смешения
При смешении двух цветов, расположенных на концах хорды 10-ступенного цветового круга, получается цвет промежуточного цветового тона. Например: красный + зеленый = желтый пурпурный + зелено-голубой = синий красный + желтый = оранжевый. Чем ближе по кругу расположены смешиваемые цвета, тем больше насыщенность суммарного цвета.
При смешении цветов, противоположных в 10-ступенном цветовом круге, получается ахроматический цвет. Цвета, дающие в сумме ахроматический, называются взаимно-дополнительными. Например:
красный — зелено-голубой
оранжевый — голубой
желтый — синий
желто-зеленый — фиолетовый
зеленый — пурпурный.
Основные цвета при слагательном смешении: красный, зеленый и синий. Из них можно получить все цвета круга.

Вычитательное смешение

Сущность вычитательного (или субтрактивного) образования цвета заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения. Субтрактивный процесс имеет место при всяком взаимодействии света с материальным телом. Например: при смешении красок, наложении красочных слоев (лессировки, глубокая печать), при всех видах отражения и пропускания света. Основной закон вычитательного смешения: Всякое хроматическое тело отражает (или пропускает) лучи своего собственного цвета и поглощает цвет, дополнительный к собственному.

Основные краски при вычитательном смешении — красная, желтая и синяя.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #82 : 08 Февраль 2012, 15:57:03 »

Монохромия



Монохромия К-Ч-Б. Студенческая работа.



Монохромия в холодной гамме. Студенческая работа.



Монохромия в теплой гамме. Студенческая работа.



Монохромия в холодной гамме. Студенческая работа.



Монохромия в теплой гамме. Студенческая работа.

"Элементальные монохромии"



земля



огонь



вода



камень



воздух


Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #83 : 08 Февраль 2012, 16:04:31 »

Полярная цветовая композиция




Полярная композиция, теплая гамма, зачерненный колорит. Студенческая работа.





Полярная композиция, нейтральная гамма, зачерненный колорит. Студенческая работа.



Полярная композиция, холодная гамма, разбеленный колорит. Студенческая работа.


Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Magician

  • Посвященный
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10499
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #84 : 08 Февраль 2012, 16:08:57 »

Вот такую картинку мы рисовали, когда я в колледже училась.

Мне нравилось, только забыла зачем мы это делали :D :D :D
 
Записан

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #85 : 08 Февраль 2012, 16:10:19 »



Полярная цветовая композиция, нейтральная гамма. Студенческая работа.



Полярная цветовая композиция, зачерненный колорит, теплая гамма. Студенческая работа.



Полярная цветовая композиция, разбеленный колорит, холодная гамма. Студенческая работа.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #86 : 08 Февраль 2012, 16:11:11 »

Вот такую картинку мы рисовали, когда я в колледже училась.

Мне нравилось, только забыла зачем мы это делали :D :D :D
 

Что бы наработать тонкое восприятие оттенков и их сочетаний.
Мы почти все такие шняги ваяли.Злобно плюясь, мы хотели пейзажи и портреты а нас такую хрень заставляли)))) :fizra:
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #87 : 08 Февраль 2012, 16:13:13 »

Полярная структура. Студенческая работа.

Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Magician

  • Посвященный
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10499
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #88 : 08 Февраль 2012, 16:18:58 »

Что бы наработать тонкое восприятие оттенков и их сочетаний.
Мы почти все такие шняги ваяли.Злобно плюясь, мы хотели пейзажи и портреты а нас такую хрень заставляли)))) :fizra:
Не, все равно красиво :D
Записан

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #89 : 08 Февраль 2012, 16:19:40 »

Трехцветие в нейтральной гамме. Студенческая работа.



Трехцветие в холодной гамме. Студенческая работа.



Трехцветие. Студенческая работа.



Трехцветие в мозаичной технике. Студенческая работа.


Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #90 : 08 Февраль 2012, 16:20:24 »

Что бы наработать тонкое восприятие оттенков и их сочетаний.
Мы почти все такие шняги ваяли.Злобно плюясь, мы хотели пейзажи и портреты а нас такую хрень заставляли)))) :fizra:
Не, все равно красиво :D
Да?Нам всегда это хренью казалось... :suicide: Ну, мне, точно, остальным, не знаю.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

@Stan!

  • Иван☭
  • Бодхидха́рма
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4542
  • Грех предаваться унынию, когда есть другие грехи
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #91 : 08 Февраль 2012, 16:22:42 »

Занимательно.
Но азы всегда скушны :)
Записан
Трахаю и тибидохаю
Обиваю двери кожей заказчика
Совесть – это тихий голос, напоминающий, что за тобой могут подсматривать!
Если вас грызет совесть, выбейте ей зубы, и пусть она вас нежно обсасывает

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #92 : 08 Февраль 2012, 16:23:07 »



Многоцветие, насыщенный колорит. Студенческая работа.



Многоцветие, зачерненный колорит. Студенческая работа.



Многоцветие, разбеленный колорит. Студенческая работа.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #93 : 08 Февраль 2012, 16:24:18 »



Многоцветие в плоскостной структуре. Студенческая работа.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #94 : 08 Февраль 2012, 16:25:04 »



Ахроматическая композиция. Студенческая работа.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #95 : 08 Февраль 2012, 16:29:45 »

Примеры монохромных композиций



Ночные бабочки. Студенческая работа.




"Снег". Студенческая работа.



Черно-белая структура. Студенческая работа.



Черная структура. Студенческая работа.



Ахроматическая композиция, Ч-Б. Студенческая работа.

Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #96 : 08 Февраль 2012, 16:32:29 »

Полухроматическая композиция в теплой гамме. Студенческая работа.



(особенно вот эти "растяжки" внизу, я терпеть не могла, когда на дом нам задавали их рисовать!!!!) :serdit: :serdit: :serdit:




Полухроматическая композиция в холодной гамме. Студенческая работа.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
"Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #97 : 08 Февраль 2012, 16:38:13 »

Многоцветие в мозаичной технике

(а вот такая техника мне нравилась)













Студенческие работы.
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Re: "Ученья цвет"...немного колористики
« Ответ #98 : 20 Декабрь 2012, 18:13:33 »

Спасибо, Лесантик! До сих пор нет-нет да и почитаю.
Интересно и про гармонию, и цветовое зрение, и про цветовые системы, и про цвет и свет.
Спасибо!
Записан
Страницы: 1 2 3 [4]  Все   Вверх
 

Яндекс.Метрика