Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1] 2 3 ... 7   Вниз

Автор Тема: Жемчужина Подмосковья.  (Прочитано 15779 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« : 22 Ноябрь 2009, 23:58:39 »


  Истринский район по праву называют Жемчужиной Подмосковья. Красотой и изобилием здешних мест восхищались императоры, поэты, художники, композиторы. Истринский район расположен на северо-западе Московской области, примерно в 48 километрах от Столицы. В городе Истра проживает 33 тысячи человек. Из Москвы сюда можно добраться по железной дороге Рижского направления, Волоколамскому шоссе и автодороге Москва-Балтия. Истринский район имеет  учреждения санаторно-курортного предназначения. Поэтому за районом прочно закрепился статус одной из главных здравниц Подмосковья.
    В историко-архитектурном плане район насыщен сооружениями и памятными местами начиная с древнейших времён. В летописи края, как в зеркале отразилась вся история нашей Родины. На берегу реки Истра находится Новоиерусалимский монастырь - уникальное явление в русской культуре и истории. Замысел его основателя - Патриарха Никона был поистине дерзновенным. Воссоздать под Москвой "Святую Землю христиан". Строительством и реконструкцией монастыря занимались известные архитекторы - Растрелли, Бланк, Казаков.
    В последние годы возрождается паломничество верующих людей России и из-за рубежа к Ново-Иерусалимскому монастырю. На проходящих здесь выставках большим спросом пользуются уникальные изделия возрождённых старинных промыслов. Ново-Иерусалимский монастырь, как памятник архитектуры, имеет мировое значение.
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #1 : 23 Ноябрь 2009, 00:12:57 »

Хочется надеяться, что очень скоро мы станем свидетелями возрождения былого великолепия монастыря.
И в обитель вновь потянуться толпы паломников, которых будут встречать стихи Г.Р.Державина, выбитые на стене колокольни рядом с храмом Воскресения:
 
                                      На Истре Воскресенск в России знаменит,
                                       И новым свет его Иерусалимом чтит,
                                       Зря в нем подобие того святого храма,
                                       В котором Божий Сын, спасайя род Адама,
                                       Торжественно воскрес от гроба, яко Бог,
                                        И к земнородным тем явил щедрот залог,
                                        Которыя в себе всяк верный ощущает.
                                        Читатель, посетя святыя здесь места,
                                         Почтим любовию тем самого Христа!

                                         

                                                            Новый Иерусалим.
                                         На переднем плане – Собор Рождества Христова,
                                                на заднем плане – Воскресенский собор
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #2 : 23 Ноябрь 2009, 00:21:24 »

Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #3 : 23 Ноябрь 2009, 00:36:34 »

Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #4 : 23 Ноябрь 2009, 01:44:47 »




Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1656г. патриархом Никоном

как собственная резиденция и как воплощение идеи «Третьего Рима» в России.
Записан

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #5 : 23 Ноябрь 2009, 01:48:03 »

Зоенька, моя сестра там на экскурсии была, привезла мне шкатулочку в подарок  с изображением этого монастыря! ^5^
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #6 : 23 Ноябрь 2009, 02:07:36 »

Мысль о создании на Русской земле архитектурного образа Церкви Небесной, града небесного созревала у Патриарха Никона постепенно. Он хотел создать особую, явно пространственно-архитектурную икону горнего мира.
Имеет ли право (и в какой мере) архитектурный образ быть для верующих тем же, чем является образ иконописный? С иконами давно все более или менее ясно. Согласно православному учению, образ посредством своего символического подобия первообразу, таинственно, но реально содержит в себе присутствие первообраза. Но происходит ли то же самое с образом архитектурным? Могут ли в нём так же действовать энергии первообразного, будет ли и он таинственным присутствием того, что он изображает?
Никону не хватает какого-то очень важного звена в цепи его размышлений. И Никон не спешит.
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #7 : 23 Ноябрь 2009, 02:13:47 »

Зоенька, моя сестра там на экскурсии была, привезла мне шкатулочку в подарок  с изображением этого монастыря! ^5^
Лесик, :-*
Я уверена в том, что после моего рассказа ты сама обязательно захочешь посетить Ново-Иерусалимский монастырь. Только подожди немного, я постараюсь написать очень много интересного...
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #8 : 23 Ноябрь 2009, 02:19:40 »

Святейший Никон нашел нужное звено. И теперь в его сознании возникла связь между исторической Святой землей Палестины и обетованной землей Царства Небесного. Да, произошло то, что невозможно назвать иначе чем великое озарение, дарованное Богом ищущему уму великого святителя! Как это случилось?

В 1653 году, в начале строительства Иверского Валдайского монастыря, патриарх Никон получил от иерусалимского патриарха подарок - книгу "Скрижаль". Она была составлена греческим иеромонахом Иоаном Нафанаилом и представляла собою заимствованные от многих отцов и учителей Церкви объяснения символического значения храма и важнейших его частей, духовно-таинственное символическое изъяснение Божественной литургии, богослужебных сосудов и облачений, других образов и символов Церкви.
 Книга так поразила его, что он, приказав отпечатать ее в типографии, не выпустил в свет сразу, желая, чтобы сперва она была одобрена не иначе как Поместным собором Русской церкви, настолько важное значение он этой книге придавал. В октябре 1655 года "Скрижаль" была отпечатана первым изданием, предназначенным только для Собора. Поместный собор начал свои заседания 26 апреля 1656 года и сначала в течение многих дней слушал чтение "Скрижали". Отцы Собора Русской церкви признали книгу не только "непорочной", но и "достойной удивления".
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #9 : 23 Ноябрь 2009, 02:29:02 »

Что же так "удивило" отцов Собора, а, значит, самого патриарха Никона в этой книге? Прежде всего - духовно-таинственное, символическое толкование храма и Божественной литургии.
Например, открывалось, что алтарь есть образ небесного святилища, горнего неба или даже престола Троицы и в то же время в нем знаменуются некоторые места земной жизни и подвига Спасителя.
Так, престол (в современном понятии) означает Иерусалим, Голгофу и Гроб Христа, жертвенник обозначает Вифлеем и Елеон, служащий архиерей, а в его отсутствие священник в основном уподобляется Христу (почему и носит ризы, подобные одеяниям Христа в земной жизни и вместе с тем означающими его славу как Царя мира).
Что в пакибытии все удостоившиеся Царства Небесного будут созерцать не что иное как Божественную литургию, поскольку она есть образ всего домостроительства Божия о спасении человека, образ всего Божия Промысла о сотворенном Им мире.
 Поскольку алтарь прежде всего знаменует собой горний мир, таинственное небо и царство первородных, то остальной храм означает землю, мир..
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #10 : 23 Ноябрь 2009, 02:30:27 »

Согласно святоотеческому учению, его духовной логике, как она отражена в "Скрижали", не только живописные образы (иконы в узком смысле слова), но и все вообще образы и символы, какие мы видим в Церкви, ее священнодействия, богослужения, их структурные части, священные предметы и облачения в том числе самые здания храмов, их внутреннее устройство и убранство, точно так же, как иконы, при канонически правильном исполнении (и освящении водою и духом, если это здания или предметные символы) являются обладателями тех же энергий что и первообразы, заключают в себе таинственное, но реальное присутствие изображаемого.
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #11 : 23 Ноябрь 2009, 02:32:37 »

Как все это соответствует нашим земным образам: алтарь - церковь - притвор; собор - площадь перед ним - город; собор - площадь - монастырь!

Но если все это так, то самым замечательным оказывается для патриарха Никона следующее. Алтарь земного храма почти в точности повторяет устройство алтаря "храма Небесного". И в этом смысле может рассматриваться как образ последнего.
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #12 : 23 Ноябрь 2009, 02:34:53 »

Второй проблемой был выбор места для будущего образа. Он произошел так же промыслительно, как и все предыдущее. Патриарх Никон понимал, что столь великое по своему сакральному смыслу строительство не может быть развернуто где придется, на любом пустующем месте. Место для образа "обетованной земли" должно уже существовать на земле Русской, его нужно только увидеть, найти. И оно было найдено.
По пути в Иверский Валдайский монастырь патриарх не раз проезжал село Воскресенское на реке Истре и здесь 13 раз останавливался в имении боярина Романа Бобарыкина. Соседом по имению у этого боярина был думный дьяк Лукьян Тимофеевич Голосов, ему принадлежали земли к северу от с. Воскресенского - будущая Новоиерусалимская Галилея. Голосов с 1653 года служил в Патриаршем разряде, сопровождал святейшего Никона в некоторых поездках через свои земли. Будучи человеком незаурядных дарований и поэтом приказной Московской школы, Л.Т. Голосов, конечно должен был сочувствовать замыслам патриарха, если тот доверял их ему. Не исключено, что именно поэт мог впервые привлечь внимание архитектора-патриарха какой-нибудь метафорой к окрестностям реки Истры как некоему подобию Святой земли. Но могло быть и особое Божие знамение, "указавшее" святейшему на данное место. С полной определенностью знаем мы пока только то, что в середине 1656 года, то есть почти сразу после одобрения Собором "Скрижали" и одновременно с ее окончательным выходом в свет из типографии патриарх Никон покупает у Романа Бобарыкина его земли с селом Воскресенским и окрестностями и начинает здесь строительство сначала вроде бы обычного деревянного Воскресенского монастыря.
Записан

Дусенька

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 1399
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #13 : 23 Ноябрь 2009, 08:07:18 »

 Зоя, какая красота! Очень интересно. ^5^
Записан
Не пытайтесь понять женщину - не приведи господь, еще поймете...

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #14 : 23 Ноябрь 2009, 08:08:37 »

Зоя, спасибо за интереснейший рассказ!
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Magician

  • Посвященный
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10500
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #15 : 23 Ноябрь 2009, 12:08:22 »

Зоенька,спасибо за тему ^5^
Очень интересно! :rose:
Записан

svetlagor

  • Посвященный
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 7120
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #16 : 23 Ноябрь 2009, 15:24:23 »

Зоенька! Ждем продолжения. :rose:
Записан

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #17 : 23 Ноябрь 2009, 16:50:14 »

Зоенька. очень понравилось! Спасибки1 :) ^5^ :rose:
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Sveta

  • Гость
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #18 : 23 Ноябрь 2009, 18:17:59 »

Зонька, ждем продолжения!  :) Очень я люблю такие места! :) :-*
Записан

Lubushka

  • Посвященный
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 7453
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #19 : 23 Ноябрь 2009, 18:45:09 »

Зоя, чудесная тема! :rose: *bra*
Ждём,ждём,ждём..... :rose:
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #20 : 23 Ноябрь 2009, 20:09:34 »

17 июня 1657 года на освящение деревянной Воскресенской церкви этой обители к патриарху Никону на Истру приезжает царь Алексей Михайлович с синклитом. Он уже знает о замысле патриарха, но по обоюдной договоренности оба делают вид, что все происходит случайно. А происходит то, что царь неожиданно сравнивает новый монастырь и его окрестности с Иерусалимом. И даже более того - называет это место "Новым Иерусалимом", каковое название подтверждает письменно. Письмо царя патриарх Никон влагает в особый ковчежец и полагает затем под крест на месте престола будущего каменного собора Воскресения, замысленного по подобию храма Гроба Господня, или в камень при закладке и освящении места будущего собора. Закладка главного престола и места храма происходит 18 октября того же 1657 года, а 1 сентября 1658 года здесь вполне уже разворачивается строительство Воскресенского собора и Ново-Иерусалимского монастыря. Такое сакральное значение царскому письму патриарх Никон придавал не случайно. Как известно, в 135 году до Р.Х. в честь императора Элия Адриана древний палестинский Иерусалим был переименован в Элию Капитолию, и только обратившийся ко Христу император Константин Великий вернул городу через двести лет, вскоре после 325 года, прежнее имя, назвав при этом его "Новым Иерусалимом" (в земном значении - возобновленным). Алексея Михайловича давно сравнивали на православном Востоке (да и в России) с Константином Великим, называли "новым Константином". Патриарху Никону поэтому чрезвычайно нужно было, чтобы "новый Константин" и дал название подмосковному "Новому Иерусалиму". Так и произошло.
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #21 : 23 Ноябрь 2009, 20:14:43 »

При этом Никон, стремясь во всем уподобить новую обитель Святой Земле, переименовал все окрестные места в соответствии с библейской топонимикой: реку Истру - в Иордан, впадающий в нее ручей - в Кедрон; холм, где построили монастырь, назвали горой Сион; два других холма получили названия Фавор и Ермон. На возвышенности, названной горой Елеон, был основан женский монастырь Вифания. Березовую рощу в окрестностях обители назвали Гефсиманским садом. Даже близлежащие деревни не обошла общая участь - село Микулино назвали Преображенским, а деревня Зиновьева Пустошь получила наименование Капернаум.
     Библейские топонимы были хорошо знакомы всем русским людям. Переименование понадобилось для того, чтобы полнее подчеркнуть связь Новоиерусалимского монастыря с его реальным прообразом, чтобы русский человек, совершая паломничество к новой святыне, в духовном смысле посетил святые места в Палестине.
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #22 : 23 Ноябрь 2009, 20:25:17 »

Центром "новоиерусалимского" комплекса стал Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
А его центром, в свою очередь,- собор Воскресения Христова, построенный в соответствии с храмом Гроба Господня в Иерусалиме.
Собор строили, руководствуясь кипарисовой моделью, "Проскинитарием" Арсения Суханова, а затем ортогональными чертежами храма Гроба Господня, сделанными католическим монахом Бернардино Амико и изданными во Флоренции в 1620 году, но попавшими Россию позднее, уже во время строительства собора на Истре



Макет Иерусалимского храма 17 века (музей Новоиерусалимского монастыря)
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #23 : 23 Ноябрь 2009, 22:46:03 »

 
Задуманное  Никоном  строительство  обеспечивалось  огромными  материальными богатствами, которые этот крупнейший церковный феодал сосредоточил  в  своих владениях.
Работы по строительству монастыря потребовали немалой подготовки: выбранный холм был очищен от леса, его укрепили и подсыпали. Уже через год здесь возвышалась временная деревянная Воскресенская церковь, освященная в присутствии самого царя.
 К строительству  были  привлечены  лучшие  зодчие  того  времени, огромное  число  крепостных  крестьян,  мастеровых.  Новый  Иерусалим   стал крупным  центром  художественных  ремесел.  На   месте   было   организовано производство  кирпича  и   рельефных   многоцветных   (ценинных)   изразцов.
Керамическими мастерскими руководил «всяких рукодельных хитростей  премудрый ремесленный изыскатель» белорус Петр Заборский. С  ним  работал  талантливый мастер изготовления  многоцветных  изразцов  Степан  Полубес.  Строительными работами руководил русский зодчий  «каменных  дел  мастер»  Аверкий  Мокеев,плотницкими – мастер Иван Яковлев. При постройке  собора  были  использованы все новшества русской архитектуры XVII века.
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #24 : 23 Ноябрь 2009, 22:55:03 »

Записан
Страницы: [1] 2 3 ... 7   Вверх
 

Яндекс.Метрика