Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: 1 2 [3] 4 5 ... 7   Вниз

Автор Тема: Жемчужина Подмосковья.  (Прочитано 16256 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #50 : 27 Ноябрь 2009, 20:01:04 »

Воскресенский собор лишен аскетичности и суровости каменных плоскостей своего прототипа, построенного в эпоху византийской империи и крестовых походов. В его облике как бы материализованы чаяния русского народа о райской красоте Горнего мира, о светлой жизни вечной; его непревзойденное убранство было наполнено духовным содержанием, хоть и несло элементы и светскости.
Записан

Iriss

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 4156
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #51 : 27 Ноябрь 2009, 20:11:12 »

Зоинька, спасибо за эту тему  :thanks:
С большим удовольствием читаю! ^5^
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #52 : 27 Ноябрь 2009, 20:58:53 »

Шатёр ротонды. Вид изнутри.



(современный вид)

Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #53 : 27 Ноябрь 2009, 21:07:34 »

  В первой половине XVIII в. Новоиерусалимский монастырь переживал далеко не самые лучшие времена. В начале столетия Воскресенский собор подвергся перестройке, частично исказившей его облик: уникальные плоские кровли были заменены скатными. В 1723г. произошла катастрофа: обрушился огромный кирпичный шатер ротонды собора. Рухнуло первоначальное перекрытие ротонды - кирпичный шатер, перекрывающий 22-х-метровый  пролет. Разрушения 1723 года были усугублены пожаром 1726-го года.
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #54 : 27 Ноябрь 2009, 21:08:53 »

     В 30-е гг. XVIII в. предпринимались попытки реставрации ротонды. И. В. Мичурин смог восстановить два ее яруса. Но кардинально ситуация изменилась только при Елизавете Петровне, покровительствовавшей монастырю. В 40-50-е гг. XVIII в. там велись значительные по своим масштабам работы с участием известнейших архитекторов своего времени: Ф.Б. Растрелли составил проект сооружения деревянного шатра над перестроенной ротондой; в создании конструкции активно участвовал итальянский инженер В. Бернардаччи; непосредственное руководство работами осуществлял архитектор К.И. Бланк.
   В интерьерах храма главенствующее место занял пышный лепной декор, включивший в себя фрагменты керамического убранства XVII века и живописные композиции.
    В 1759 г. восстановление ротонды и шатра завершилось. Интерьер Воскресенского собора был обновлен. В XVIII и XIX вв. число приделов собора увеличилось с 14 до 29.
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #55 : 27 Ноябрь 2009, 21:29:14 »

Главный собор Воскресенского мужского монастыря, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, являлся храмом-проповедью, поскольку наряду с иконами, живописью и глубоко символичным изразцовым убранством его украшало множество священных текстов, которые способствовали духовному просвещению богомольцев.


 
Это был единственный храм в России, где каждое воскресение, кроме дней Великого поста, в Кувуклии Гроба Господня совершалось пасхальное богослужение и звучало всерадостное приветствие "Христос Воскресе!"
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #56 : 27 Ноябрь 2009, 21:32:00 »

Главный вход в Воскресенский собор
Главный вход в Воскресенский собор Нового Иерусалима, как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. У южных врат на месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения и его святынях. В стихотворной композиции летописи употреблен акростих, читающийся по первым буквам строк основного текста «ВОСКРЕСЕНСКОГО СЕГО МОНАСТИРЯ ГРЕШНОЙ АРХИМАНДРИТ НИКАНОРИС НАПИСАЛ СЛОЖНУЮ СИЮ ТАБЛИЦУ ВСЕМ ПРОЧИТАЮЩИМ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ, КОГДА БЕ ОБИТЕЛ СИЯ И ЦЕРКОВЬ НАЧЕТА И КТО СЕМУ СТРОИТЕЛ БЕ»

Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #57 : 29 Ноябрь 2009, 16:44:14 »

Воскресенский собор и его приделы.

Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #58 : 29 Ноябрь 2009, 16:47:34 »

В Ново-Иерусалимском монастыре сделаны уникальные археологические открытия
Москва, 19 ноября 2009 г.

В подмосковном Ново-Иерусалимском монастыре сделаны уникальные археологические открытия. «При раскопках найдены следы человеческой жизнедеятельности на территории монастыря за три тысячи лет», — сообщил ИТАР-ТАСС наместник обители игумен Феофилакт.
«Археологи нашли керамические изделия, которые относятся еще к бронзовому веку — сделанные за 800 лет до Рождества Христова, а также предметы начала нашей эры, после Рождества Христова», — рассказал игумен. Среди них есть украшения XI века.
Множество археологических находок относится непосредственно к истории монастыря: с XVII по XIX века. «По ним мы можем составить представление, например, какие были в монастыре керамические печи, какая использовалась посуда», — отметил игумен. Среди предметов средних веков — пушечные ядра, серебряный клад, монеты. «Есть даже золотая монета XV века, которую чеканил венгерский король. Это была не обиходная монета, а подарочная: ее дарил царь очень близким людям», — пояснил собеседник.
«Было обнаружено каменное дно пруда, который был сделан во времена Патриарха Никона в XVII веке и выстлан глиной толщиной полметра, — продолжил он свой рассказ. — Рядом раскопаны остатки зимнего и летнего дворцов Патриарха Никона, где при нем еще была деревянная церковь в честь Трех святителей. К следующему веку относится монастырская булыжная мостовая, царский дворец, а также подсобные постройки, которые несколько раз горели на протяжении XVIII века. Многократно встречаются обугленные остатки столбов». Более поздние находки относятся к XIX веку. Обнаружены следы построек «как начала XIX века, так и его завершения — были найдены постройки, где используется цемент».
По словам игумена, «были сделаны шурфы трехметровой глубины у стен монастыря, у Воскресенского собора и около зданий, которые показывают состояние фундамента с XVII по XIX века». У монастырских стен обнаружен «белокаменный боевой ход».
«Все это — очень интересные факты, которые приоткрывают облик монастыря и дают богатейший научный материал», — сказал игумен. По его словам, «сейчас в Новый Иерусалим приезжают ученые, археологи, самые именитые, которые поражаются этим находкам».
«Все исследования продолжаются. Только с учетом всех материалов, выводов ученых можно будет правильно разработать концепцию восстановления монастыря и произвести сами работы». Пока «наружные археологические работы в связи с погодными условиями не ведутся, но внутри собора они будут продолжаться весь зимний период», — добавил отец Феофилакт.
Работы в монастыре ведут около 10 научно-исследовательских организаций разных направлений. Кроме археологов, исследованиями занимаются историки, архивисты, геологи.
Восстановление монастыря, основанного в XVII веке как образ Святой земли, патронируется Святейшим Патриархом и Президентом. Накануне оба из них приняли участие в заседании Совета по воссозданию Нового Иерусалима. Дмитрий Медведев подчеркнул на заседании, что работа «носит беспрецедентный характер, это связано с тем, что место монастыря в истории нашей страны, в истории Православия — уникально».
Руководитель Фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря первый вице-премьер Виктор Зубков выразил надежду, что обитель будет полностью восстановлена в запланированные сроки — к концу 2016 года. Святейший Патриарх Кирилл считает важным соблюсти разумный баланс. Важно «не обилие золота», а «реально восстановить памятник, который был ярким выражением нашей национальной культуры и духовности», — сказал он.


19 / 11 / 2009

Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #59 : 29 Ноябрь 2009, 18:50:20 »

 Особую декоративность облику собора придают разноцветные изразцы, украшающие здание не только изнутри,

 

но и снаружи.


Записан

Lubushka

  • Посвященный
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 7453
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #60 : 29 Ноябрь 2009, 18:52:06 »

Зоя, прекрасная тема! спасибо!!! ^5^
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #61 : 29 Ноябрь 2009, 19:00:23 »

                Изразцовый декор Воскресенского собора в Новоиерусалимском монастыре.
                 2 января 2008 года

                 

                   (Фот. Филиппова Елена)
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #62 : 29 Ноябрь 2009, 19:01:22 »

Любушка, я очень рада, что тебе понравилось. :)
Записан

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #63 : 29 Ноябрь 2009, 19:44:15 »

Зоя,  очень интересно!!!
 *bra* *bra* *bra*
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Машенька

  • Мастер
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 740
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #64 : 29 Ноябрь 2009, 20:34:56 »

Зоюшка, тема - супер!!!! Молодец!!!! :-* :-* :-*
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #65 : 29 Ноябрь 2009, 21:20:50 »

 Для реализации своих грандиозных затей патриарх Никон вёл целенаправленную политику по привлечению в Россию белорусских умельцев. В результате Никон смог сосредоточить множество первоклассных мастеров различных специальностей.  Вплоть до опалы патриарха в 1666 г. в распоряжении Никона находились лучшие мастера-декораторы, каких не было в ту пору и при царском дворе. Зная о том, что патриарх окружил себя белорусскими выходцами, в Воскресенский монастырь стремились и вновь прибывавшие в Россию мастера. Современники так писали об этом: "Приезжаху мнози из многих стран и земель иноземцы, хотещи видети лица его и зрети таковаго великаго строения, он же всех с радостью приимаше".
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #66 : 29 Ноябрь 2009, 21:22:43 »

Работавшие при Никоне белорусские резчики по дереву и мастера по производству изразцов внесли неоценимый вклад в развитие русского монументально-декоративного искусства. Своим невиданным расцветом во второй половине XVII века оно обязано именно им. Белорусы привнесли в русскую художественную практику совершенно новые технологии и, более того формы орнамента, принципиальным образом изменившие стиль русского искусства. Белорусы, естественным образом воспринявшие на родине общеевропейские мотивы декора, активно внедряли их в русское декоративное искусство и архитектуру. Европейский декор с их легкой руки быстро прижился в России, тем более, что получен он был от единоверцев, в адаптированном к православию виде.
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #67 : 29 Ноябрь 2009, 21:27:53 »

Особая заслуга в этом принадлежит ценинникам - мастерам по изготовлению керамических изразцов. До середины XVII века русские мастера умели делать только одноцветные изразцы, покрытые коричнево-красной поливой или зеленой глазурью - муравой. Такие изразцы использовали, главным образом, для облицовки печей, а также для украшения фасадов архитектурных построек. Декор этот был достаточно скромен - отдельные плитки - кафли, поставленные на уголок, как бы инкрустированные в поверхность стены.
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #68 : 29 Ноябрь 2009, 21:28:57 »

После того, как в московском государстве познакомились с достижениями белорусских ценинников, роль изразца в декоре построек, в первую очередь храмов, чрезвычайно возросла. В отличие от своих русских собратьев по ремеслу белорусы умели изготовлять более декоративные полихромные изразцы. Они владели такой техникой их обжига, которая позволяла одновременно использовать эмали белого, синего, зелено-голубого и желтого цветов в сочетании с коричневато-красной глазурью. Использование полихромных изразцов при наружной отделке храма сделало русскую архитектуру небывало праздничной и нарядной, мода на такой декор распространилась очень быстро и продержалась достаточно долго.
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #69 : 29 Ноябрь 2009, 21:34:48 »

С изразцами в искусство Московского государства проникали новые орнаментальные мотивы западноевропейского происхождения, а также новые архитектурные детали и ордерные формы с которыми белорусы были хорошо знакомы. Так через изразцы Воскресенского собора в русское зодчество вошли те архитектурные и декоративные формы, которым было суждено большое будущее, особенно ближе к концу XVII столетия, когда в нем сложился новый, так называемый "нарышкинский стиль".
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #70 : 29 Ноябрь 2009, 21:39:22 »

Особенно интересным было применение изразцов в интерьере Воскресенского собора в Новом Иерусалиме. Ставя перед собой задачу как можно точнее передать облик образца - храма над Гробом Господним в Иерусалиме, Никон, безусловно, стремился максимально близко повторить и материалы, из которых были выполнены его детали. Изразец в Новом Иерусалиме должен был имитировать цветные мраморы и мозаики подлинной иерусалимской святыни. Поэтому иконостасы многочисленных приделов храма были выполнены из изразцов, которые стали, по сути, элементами архитектурной конструкции.

Изразцовый иконостас.

Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #71 : 29 Ноябрь 2009, 21:43:30 »

Изразцовый иконостас в другом ракурсе.

Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #72 : 29 Ноябрь 2009, 21:48:43 »

Очевидно, большую роль в украшении Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря изразцами сыграл белорус Петр Иванов Заборский, пользовавшийся большим уважением самого патриарха.
 Когда 2 июля 1665 г. мастер умер, Никон лично погребал его в соборе под входной лестницей Голгофского придела. На могиле Заборского было начертано: "золотых, серебряных и медных, ценинных и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель, потрудивыйся о украшении сея святыя церкви в ценинных и иных делах немалое время". Очевидно, именно Заборский начал устройство ценинных иконостасов в Воскресенском соборе. Он успел выполнить только часть из них.
Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #73 : 29 Ноябрь 2009, 21:51:55 »

Спустя год после смерти Петра Заборского работы в монастыре были и вовсе прерваны в связи с опалой патриарха. Ценинники, как и другие мастера-белорусы, 22 декабря 1666 г. были переведены в Оружейную палату. Среди них были Игнатий Максимов и Степан Иванов Полубес, с именем которого связан расцвет ценинного дела в Москве в 70-90-х гг. XVII в.
О Степане Полубесе доподлинно известно, что родом он был из Мстиславля. Рано осиротевший, в Россию он попал, будучи взят в полон князем Алексеем Никитичем Трубецким, который вскоре одолжил его на время патриарху в Воскресенский монастырь.

Записан

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Жемчужина Подмосковья.
« Ответ #74 : 29 Ноябрь 2009, 22:02:18 »

Степану Полубесу выпало на долю завершить работы по созданию иконостасов в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря в 1679 г., когда царь Федор Алексеевич реабилитировал патриарха Никона, обратил внимание на его любимую обитель и принялся ее достраивать. Тогда Полубес выполнил еще два изразцовых иконостаса - в приделы Архангела Михаила и Всех святых.

***
Материалы по истории развития ценинного дела в Ново-Иерусалимском монастыре взяты из библиотеки «РусАрх».
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,доктор архитектуры, профессор Сергей Вольфгангович Заграевский.
Записан
Страницы: 1 2 [3] 4 5 ... 7   Вверх
 

Яндекс.Метрика