Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: 1 2 3 [4] 5  Все   Вниз

Автор Тема: Мистические тайны картин  (Прочитано 23882 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Шукуфа

  • А хто это у нас такой симпатишный?
  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3972
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #75 : 22 Апрель 2009, 11:42:03 »



Шукуф, может, ты пока... народ "повеселишь"?  ^10^ Авось, не распугаем-то такой темкой приятной?!  =[
Да я тоже болею. :'(
Записан

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #76 : 22 Апрель 2009, 13:23:38 »



Шукуф, может, ты пока... народ "повеселишь"?  ^10^ Авось, не распугаем-то такой темкой приятной?!  =[
Да я тоже болею. :'(

Ну, вот тебе и здрасти!  :P  Давай выздоравливай, поправляйся и за дело принимайся! Установка на выздоровление!!!  ^6^ ^5^ ^12^
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #77 : 22 Апрель 2009, 20:52:20 »

Шукуфа, Юличе, выздоравливайте скорее! и радуйте нас новыми интересными историями о картинах! ^5^
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Шукуфа

  • А хто это у нас такой симпатишный?
  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3972
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #78 : 23 Апрель 2009, 11:48:18 »



Шукуф, может, ты пока... народ "повеселишь"?  ^10^ Авось, не распугаем-то такой темкой приятной?!  =[
Да я тоже болею. :'(

Ну, вот тебе и здрасти!  :P  Давай выздоравливай, поправляйся и за дело принимайся! Установка на выздоровление!!!  ^6^ ^5^ ^12^
Аналогично. :D
Цитировать
Шукуфа, Юличе, выздоравливайте скорее! и радуйте нас новыми интересными историями о картинах
Спасиб,мими!  ^5^
Записан

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #79 : 23 Апрель 2009, 18:03:45 »

Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #80 : 23 Апрель 2009, 18:04:13 »

В XIX в. в Москве было популярно зрелище - травля волка. Являлись посмотреть на преследование волков и заядлые охотники, просто любопытствующие, ставили деньги на то, сколько времени продержится волк, останется ли в живых.
Вот как описывал это действо очевидец тех событий: «По кругу ходят охотники в характерных костюмах, разъезжают «доезжачие», похлопывая арапниками и держа на сворах борзых, которые так и рвутся, так и кипят, чуя близкого врага. А враг этот - смелый хищник русских лесов - серый волк, не в лесу ждет погони, не по опушке путает свой след… Нет. Сидит он в ящике, заморенный, запуганный, забитый… Публика заволновалась - высадили первого волка. Заметались собаки на сворах, подобрались борзятники. Поджимая хвост, приседая на все ноги, как подседная лошадь, волк, понукаемый арапниками, выскочил из ящика и пугливо, по-заячьи озираясь, пошел по кругу. «Ату его!» - неистово крикнул кто-то, и собак спустили. Вырвалась сытая стая борзых и сразу налетела на опешившего волка.
«Ату его! Ату!» - раздались голоса охотников, и волк заметался под зубами остервенелых собак, не успев пробежать и десяти саженей. Охотники помогали собакам арапниками и кинжалами…».
Все шло, как заведено, пока не появлялась некая девица Алена по прозвищу Волчья Заря. О том, кто она и откуда, ходили только слухи, никто достоверно не знал о ней ничего. Но все знали, что стоит ей придти, как вся кровавая потеха пойдет наперекосяк. Собаки поджимали хвосты и не желали более кидаться на волка, либо начинали ссориться, остервенело кидаться друг на друга, забыв о лесном хищнике. А Алена при этом лишь загадочно улыбалась, глядя на сумятицу, и незаметно покидала Ходынку.
А бывало и того хуже: затравленный, изнуренный волк не убегал, а вдруг сам кидался на собак. Да так бешено и яростно, что свора обращалась в бегство. Распоров глотки у нескольких борзых, зверь перемахивал через ограждение и уносился прочь. Бросались за ним в погоню, да кони под охотниками шалели: поднимались на дыбы, топтались на месте, хрипели и ржали от страха.
Испуганная публика поспешно покидала место действия. Лишь Алена Волчья Заря громко хохотала, так что людям становилось еще страшней.
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #81 : 23 Апрель 2009, 18:05:50 »

Стали устроители волчьей травли думать-гадать, как бы отвадить Алену. Подсылали к ней городовых, но тем не к чему было придраться. Наняли однажды ходынскую шпану, чтобы напугать девицу, - тоже не помогло. Едва подступились к ней босяки, взглянула на них Волчья Заря и прошептала:
- До чего же вы ненавидите друг друга, лихие удальцы! Сколько ж вы кровушки пустили - даже землица не может впитать ее!..
И после этих слов выхватили босяки из карманов кастеты и свинчаки и давай ни с того ни с сего друг другу кровь пускать. Да так остервенело, что и впрямь образовалась лужа.
Указали на Алену известному карманнику: пусть, дескать, обчистит ее и отобьет охоту появляться на Ходынке. Запустил щипач руку в карман Аленина тулупчика да тут же и взвыл от боли. Отскочил, глянул на пальцы, а они все в крови, будто волчьими клыками распороты.
Призвали тогда на помощь одну пресненскую ведьму, но даже та не смогла одолеть Алену. Увидела ее в толпе зрителей Волчья Заря и сама подошла к старухе.
- На, тебе, бабушка, неразменную, необроненную монетку. Серебро очистит твои помыслы. Теперь лишь добро творить сможешь…
Глянула ведьма на серебряную монетку и аж затряслась от негодования. Хотела вышвырнуть ее, да монетка словно припечаталась к ладони. Так и ушла старуха восвояси.
А Волчья Заря лишь посмеивалась над устроителями волчьей погони.
И покатилась тогда по Ходынке молва: да Алена - сама ведьма! По ночам превращается в волчицу, сводит с ума борзых собак и пугает охотничьих коней.
Кончилось терпение у хозяев псарен и устроителей представлений. Собралась их большая толпа и отправились они к Калужской заставе искать дом Алены. Решили спалить гнездо колдуньи - волчьей защитницы. Отыскали дом и подожгли со всех концов. Только Алены там не оказалось. Возникла она вдруг позади толпы поджигателей.
- Не поможет вам этот огонь. Скоро волком завоет вся Русь! А вы и до этого не доживете!
Сказала так Алена Волчья Заря да и скрылась в переулочках-закоулочках Калужской заставы.
С тех пор ни на Ходынке, ни в других местах Москвы ее никто не видел.
Кровавое увеселение и вправду вскоре запретили. А что стало с поджигателями - никто не знает.
Дошел слух до наших дней, будто художник Виктор Михайлович Васнецов несколько раз переделывал свою, уже готовую картину «Иван-царевич на сером волке». Что-то не нравилось ему в лице царской невесты на картине. Когда наконец Васнецов завершил свою работу, знающие люди заахали, зашептали:
- Да это же Алена Волчья Заря!..
Спрашивали об этом у художника, но Васнецов лишь грустно отмалчивался или переводил разговор на другую тему…
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Шукуфа

  • А хто это у нас такой симпатишный?
  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3972
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #82 : 23 Апрель 2009, 18:57:09 »

Здорово, Мими! ^6^
Записан

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #83 : 23 Апрель 2009, 20:53:03 »

Шукуфа, спасибо, рада, что понравилось! Эту историю я вычитала в замечательной книге Вадима Бурлака "Москва таинственная"
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39425
  • Нахаленок
Мистические тайны картин
« Ответ #84 : 02 Май 2009, 10:30:30 »


Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39425
  • Нахаленок
Мистические тайны картин
« Ответ #85 : 02 Май 2009, 10:58:51 »








Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39425
  • Нахаленок
Мистические тайны картин
« Ответ #86 : 02 Май 2009, 10:59:36 »








Картины под углом. При повороте или просмотре картины, получается совсем не то, что мы видим сначала.http://wwwточкаhauntedmemoriesточкаcom/newgallery.htm
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Мистические тайны картин
« Ответ #87 : 02 Май 2009, 11:01:41 »

Шери, где ты такие ужасы нашла? :o
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39425
  • Нахаленок
Мистические тайны картин
« Ответ #88 : 02 Май 2009, 11:32:40 »

Я ссылочку оставила ^13^
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Мистические тайны картин
« Ответ #89 : 03 Май 2009, 13:59:59 »

КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-1887)
 



Незаурядным произведением оказалась его "Неизвестная" (1883, ГТГ), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства - загадочностью обстоятельств работы над нею).
 Быть может, ни в одной его картине человек не присутствует на холсте с такой дразнящей несомненностью и в то же время не остается столь загадочен и закрыт для зрителя. "Дама в коляске, в час прогулки по Невскому, от трех до пяти часов пополудни, в бархатном платье с мехом, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа...", - так 24 марта 1883 года писатель Петр Боборыкин сообщал в "Биржевой газете" о появлении в столице "Неизвестной". Взглянуть на эту загадочную даму вышел чуть ли не весь Петербург. Гордо откинувшись в карете, глядя в публику надменным взором полураскрытых мерцающих глаз, завлекая нежным округлым подбородком, упругой гладью матовых щек и пышным пером на шляпке, - она ехала под жемчужным небосводом огромного холста, как посреди мира.

Закончив эту во многом странную картину, Крамской назвал ее резко, с вызовом - "Неизвестная". Загадка художника - тайна за семью печатями. Ибо, сколько ни судачили об этой картине, сам Крамской ни в своих дневниках, ни в своих многочисленных письмах не обмолвился о ней ни словом, ни намеком.
Не в силах унять волнения, Крамской решил уйти с выставки, где впервые была показана его "Неизвестная", и вернуться к концу вернисажа. Шумная толпа встретила его у входа и понесла на руках. Успех был полный. Тут были все: князья и чиновники, купцы и подрядчики, писатели и художники, студенты и мастеровые...
- Скажи, кто она? - приставали друзья к художнику.
- "Неизвестная".
- Называй, как хочешь, но скажи - откуда ты взял это сокровище?
- Придумал.
- Но ведь писал с натуры?
- Может, и с натуры...
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Мистические тайны картин
« Ответ #90 : 03 Май 2009, 14:03:38 »

Однако был, был среди прочих человек, Павел Михайлович Третьяков, лучше других знавший Крамского, выше своего богатства ценивший его портреты. Он собирал в своей галерее все, что писал любимый им художник. Но именно он не взял к себе "Неизвестную". Постоял в шумной толпе на вернисаже, послушал восторженные речи и, не сказав ни слова, уехал.

 Многие художники в течение веков писали загадочных женщин. Но у всех были прототипы. О них могли догадываться, спорить, но в конце концов тайна открывалась. Получил известность даже тщательно скрываемый образ "Мадонны" Ботичелли, ею оказалась Симонетта Веспуччи, знатная дама, чужая жена, страстная любовь Джулиано Медичи. Даже Сикстинская писалась с натуры, в чем, хотя и лукаво, признавался Рафаэль. Чем же объяснить столь дерзкий вызов Крамского, который, подчеркивая абсолютное инкогнито своей модели, назвал ее - Неизвестная?

Спустя год шум вокруг Крамского и "Неизвестной" разом утих. В его семье случилось огромное горе - смерть двух младших сыновей. Художник пишет "Неутешное горе", ставшее последним большим полотном в творчестве Крамского. В те дни Третьяков потрясенно читал письмо своего друга: "Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдет свое место в вашей галерее". Понимая, что страшная безысходность "Неутешного горя" вряд ли найдет покупателя, Третьяков тут же купил ее и заставил Крамского взять деньги, которые в это время были ему очень нужны.

Эта семейная трагедия подкосила здоровье художника. Но чем ближе конец жизни, тем глубже он размышлял над своим творчеством. И умер, как подобает Мастеру, за мольбертом. Шесть часов кряду, превозмогая боль в сердце, писал он портрет доктора Раухфуса, своего семейного врача. На седьмом часу сердце не выдержало. Художник вдруг страшно побледнел, зашатался и, выставив кисть, рухнул на мольберт. Доктор бросился к нему, но успел подхватить (по выражению И.Е. Репина) уже "тело".
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Мистические тайны картин
« Ответ #91 : 03 Май 2009, 14:06:10 »



"С людьми горда, судьбе покорна,
Не откровенна, не притворна.
Нарочно, мнилося, она
Была для счастья создана.
Но свет чего не уничтожит?
Что благородное снесет,
Какую душу не сожмет
И чьих не обольстит очей
Нарядной маскою своей?"
М.Ю. Лермонтов, "Как луч зари, как розы Леля..."


"Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука".
Александр Блок, "Незнакомка"
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Мистические тайны картин
« Ответ #92 : 03 Май 2009, 14:18:55 »

Передача "Собрание Третьяковки"
Ведущие: Ларина Ксения , Басилашвили Ксения
Гость: Татьяна Карпова, ведущий научный сотрудник Третьяковской галереи

Тема: Картина Ивана Крамского "Неизвестная"

К. ЛАРИНА – И наша героиня сегодня – женщина известная или неизвестная, это главный вопрос сегодняшней передачи, поскольку картина Ивана Крамского так и называется – «Неизвестная». А что это за девушка, об этом мы сегодня и поговорим, поскольку версий существует тоже немало в истории этой картины. Татьяна, кто это изображен на картинке, говорите сразу.

Т. КАРПОВА – Не скажу.

К. ЛАРИНА – Не скажете?

Т. КАРПОВА – Не скажу, потому что Крамской не писал портрет, это не портрет.

К. ЛАРИНА – Это картина?

Т. КАРПОВА – Это картина, собирательный образ, и моделей у него было, вероятно, несколько. Это и его собственная дочь Софья Ивановна Крамская, и есть его так называемый портрет дочери, который находится в Киевском музее русского искусства, «Девушка с кошкой», там определенные черты, ракурс в какой-то степени использован Крамским, есть портрет его племянницы, Людмилы Федоровны Крамской, которая тоже была одним из прототипов «Неизвестной», т.е. какие-то ее черты он использовал. Все эти работы, они написаны вокруг «Неизвестной», вокруг этого года, 83-го года, когда эта картина создавалась. Есть портрет его сына Сережи, этот взгляд сквозь ресницы, сверху вниз тоже отрабатывался на этом портрете Сережи. Кроме всего прочего, есть этюд к «Неизвестной», хотя у Крамского очень мало эскизов и этюдов в его наследии, этот этюд находится в Чехии, в Праге. И когда мы делали выставку Крамского в 1987 г., юбилейную выставку, мы его получили. Женщина на этом этюде, она отличается от «Неизвестной», она откровенно вульгарна, лицо ее одутловатое.

Т. КАРПОВА – Третьяков воздержался от приобретения этой картины.

К. ЛАРИНА – Не понравилась?

Т. КАРПОВА – Третьяков в свое время Льву Николаевичу Толстому говорил, что он приобретает в свою галерею все ценное, что есть в русском искусстве, за исключением неприличного. И видимо, это сюжет.

К. ЛАРИНА – Т.е. какую-то порочность он там заметил, да?

Т. КАРПОВА – Видимо, был неприличным. И когда эта картина появилась на 11-й передвижной выставке в Петербурге, то она вызвала самые разноречивые толки. Но критики были в одном единодушны, что Крамской изобразил даму полусвета. Как описал художник и критик и педагог Муражко, «дорогую Камелию», отзвуки «Дамы с камелиями» Александра Дюма. Близкий к Крамскому критик Ковалевский так написал об этой картине, это вызывающе красивая женщина, окидывающая вас презрительно чувственным взглядом в роскошной коляске, вся в дорогих мехах и бархате, разве это не одно из исчадий больших городов, которые выпускают на улицу женщин, презренных под их нарядами, купленными ценой женского целомудрия. А если они позволяют себе смотреть с презрением на общество, то оно само и виновато. Картина это или этюд, может быть, портрет, действительно, обличительного свойства.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Т.е. в то время этот образ был каким-то вызывающим? Сейчас-то мы его воспринимаем как романтический, у меня такое отношение к нему.

Т. КАРПОВА – Именно так, Стасов назвал ее «Кокоткой в коляске».

К. ЛАРИНА – Я бы, знаете, что добавила, Таня, не знаю, я вижу в этом образе какую-то еще, не знаю, какое-то плебейство, какой-то плебс в нем присутствует, в самом облике ее.  Что-то там нечисто с происхождением.

Т. КАРПОВА – Именно поэтому этот образ обладает таким магнетизмом, потому что он вызывает самые разные толкования.

К. БАСИЛАШВИЛИ – А одета она по последней моде, это перо.

Т. КАРПОВА – Это тоже очень интересно, как она одета, дело все в том, что это писк сезона 83-го года, на ней шляпка «Франциск» со страусовым пером, пальто, которое называлось, покрой этот, «Скобелев», на ней тонкие шведские перчатки. И дамы высшего общества, дворянки в это время уже не могли, во-первых, следовать по последним веяниям моды, потому что часто родовая аристократия уже в это время разоряется. В общем, купеческие дочки и дамы полусвета, эти дорогие кокотки, они были главными модницами. А утвердился такой стиль родовой аристократии этого времени, отставание от моды, в данном случае, я ссылаюсь на исследования Раисы Мордуховны Кирсановой, очень крупного специалиста по истории костюма, по семантике, по смыслам, собственно, культурным смыслам костюма.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Т.е. это перо само было вызовом каким-то?

Т. КАРПОВА – Не само перо, а абсолютно модный наряд этой героини, это одно из указаний тоже, ее наряд, на ее роль, на ее положение в обществе. И сын Крамского, Николай Крамской, когда делалась юбилейная выставка Крамского в страшный год, 1937-й, писал письмо в Третьяковскую галерею, как раз пересылал тогда фотоархив Крамского в дар, в наш архив. И он указывал на одну фотографию, модель Крамского еще в период 60-х гг., когда была создана Санкт-Петербургская артель художников, где молодой Крамской был старостой этой артели. И там художники приглашали моделей, писали их все вместе. Одна из этих моделей, как казалось сыну Николаю, была тоже одним из прототипов «Неизвестной». И далее Николай пишет о том в этом письме в Третьяковскую галерею, что мой отец изобразил даму полусвета, demi-monde, которым обычно, у которых нет и имени, которым дают кличку, sobriquet, как он пишет об этом.

К. ЛАРИНА – Т.е. проститутка?

Т. КАРПОВА – Это не совсем проститутка, это уровнем ниже.

К. ЛАРИНА – Ниже еще?

Т. КАРПОВА – Дама полусвета, содержанка, дорогая содержанка. Но, действительно, на протяжении своей жизни этот образ окружает такая аура всяких романтических интерпретации.
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Мистические тайны картин
« Ответ #93 : 03 Май 2009, 14:24:50 »

К. БАСИЛАШВИЛИ – А можно предположение, дальше которое пойдет? Это образ, близкий к Анне Карениной, в таком случае?

К. ЛАРИНА – Почему?

К. БАСИЛАШВИЛИ – Времени общения с Вронским? А почему, а потому что присмотритесь на этот портрет, черные ресницы.

К. ЛАРИНА – Ну и что.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Завитки волос темных, о которых писал Лев Толстой.

К. ЛАРИНА – Анна Каренина все-таки была не куртизанкой, не содержанкой.

Т. КАРПОВА – Сравнивали нашу героиню так же, как и с Настасьей Филипповной, их сравнивали.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Настасья Филипповна, кстати.

Т. КАРПОВА – С одной стороны, для Крамского этого типа, этого рода женщины, он не связывал с ними свои идеальные представления.

К. ЛАРИНА – Но провокатором был, наверное, сильным он, как художник?

Т. КАРПОВА – Есть его письма к Суворину, издателю и писателю Суворину, с которым Крамской переписывался в 80-е гг. очень активно, он пишет о том, что… об упадке нравственности в этот век газет и вопросов, о том, что сейчас цепи религии, чувства долга уже не сдерживают страсти женской натуры. И рассуждения Крамского в его письмах к жене, они часто напоминают рассуждения героя «Крейцеровой сонаты» Льва Толстого, поэтому был этот момент. Но, с другой стороны, сама судьба Крамского, сама история его женитьбы, которая была похожа на роман, как говорил сам Крамской, она поставила его тоже перед лицом этого суда общества, потому что его жена, с которой он прожил всю свою жизнь, Софья Николаевна, когда Крамской с ней познакомился, она жила не венчанной с одним художником Поповым, который был женат, но говорил, что он с женой не живет. Такая типичная, распространенная история. И через какое-то время он уехал и оставил ее одну, по понятиям того времени ее репутация была разрушена. И Крамской писал своему другу, фотографу Тулинову из Острогорска, своему земляку, что развязки я не ускорил и не думал о развязке. И Крамской советуется со своим старшим другом Тулиновым и с другими своими друзьями по поводу своей женитьбы на этой женщине. И в одном из писем он говорит, что проведите же мне грань между нравственным и безнравственным. Видимо, поначалу это был гражданский брак, с этим судом общества, с общественным мнением негативным Крамской столкнулся в полной мере, я думаю, что эти личные впечатления.

К. ЛАРИНА – Сознательно тоже как-то это повлияло.

Т. КАРПОВА – Они здесь тоже, этот образ вбирает в себя.

Л. ПОЛОЗОВА – Иван Николаевич Крамской написал свою картину, знаменитую картину «Неизвестная» в 1883 г., она, конечно, сразу же поступила на выставку передвижную этого года, на 11-ю, и стала путешествовать. Сначала в Петербург, потом Москва, потом другие города, Харьков и, наконец, Варшава. И самое поразительное, что картина, которую мы так любим, она оказалась не приобретенной на этих выставках. К ней присматривались, приглядывались, но что-то мешало появиться владельцу. И если бы только через четыре года не состоялась посмертная выставка Ивана Николаевича Крамского, который умер в 50 лет, совсем молодым, и только тогда мы узнаем, что на выставке опять присутствует «Неизвестная», но уже у нее есть владелец, Клюквист. Мы ничего об этом человеке не знаем и опять на 7 лет ее теряем из виду, нашу картину. Я говорю «нашу», потому что мы к ней так привыкли и любим ее. После этого она появляется на выставке частных владельцев при первом съезде художников в 1894 году в Москве. Теперь мы знаем, что ее владельцем стал знаменитый Павел Иванович Харитоненко. Почему же он знаменит, потому что он был очень богатым человеком. У него была очень хорошая коллекция, он был из промышленников. И мы знаем, что это был меценат с хорошей коллекцией живописи, икон, которые размещались в московском особняке, построенном Залесским с интерьерами Шехтеля. Предполагается, что «Неизвестная» висела в ряду с другими западноевропейскими, конечно, мастерами, вернее, картинами западноевропейских мастеров, русских мастеров в столовой. А затем начинается революция, в 1918 году семья уезжает за границу, а картина осталась на своем прежнем месте. В 20-е гг. стали раздавать коллекцию, тогда очень большое, значительное собрание отошло Третьяковской галерее, Румянцевскому музею и другим музеям тоже. «Неизвестная» к нам пришла в 25-м году.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Я знаю, что ее особенно полюбили в Японии, как это ни удивительно, там ее считают выше «Джоконды».

Т. КАРПОВА – Она была пять раз там.
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Мистические тайны картин
« Ответ #94 : 03 Май 2009, 14:32:13 »

К. ЛАРИНА – Я все-таки категорически против аналогии с Анной Карениной, поскольку для меня все-таки, как и, наверное, для многих тех, кто роман читает и любит, Анна Каренина не является дамой полусвета, у нее все-таки, по-моему, безупречное происхождение, о чем не раз и говорится в этом романе. Просто волею судеб она попала в такой клинч. А то, что мы говорили насчет происхождения, мне кажется, что здесь все-таки есть какая-то история. Я нашла подтверждение своей мысль, конечно же, в грандиозном Интернете.

Т. КАРПОВА – Там масса версий, не одна.

К. ЛАРИНА – На странном сайте, совершенно неожиданном, сайт курский, «Известный куряне», и там как раз рассказана такая мелодраматическая история про то, как некий столбовой дворянин приехал в имение к своей тетушке, там влюбился в горничную этой своей тетушки, так влюбился, что решил на ней жениться, вопреки всему женился, увез ее в Петербург, естественно, пытался ввести ее в свет. Она была необыкновенно хороша, но при этом, конечно же, это происхождение, оно каким-то образом проявлялось и в жестах, и в мимике, и в стремлении одеваться, как вы говорите, по последнему писку моды, именно у таких женщин, обычно им хочется, чтобы было прямо как на фотографии из Парижа, прямо как из Парижа, прямо как с иголочки. Я просто это рассказываю для тех, кто не знает. Вы-то, я вижу, что наверняка знакомы с этой историей, с этой мелодрамой. Естественно, эту женщину видели и знакомились с ней многие, многие люди, которые входили в круг общения нашего героя, в том числе, и господин Крамской, который тоже ее знал, эту Матрену Савичну, насколько я помню, ее звали. В один прекрасный день он пришел к ним в гости, и Матрена Савична пришла домой, такая раскрасневшаяся, очаровательная, и рассказала историю о том, как она шла по улице, ехала по улице в коляске и увидела свою бывшую хозяйку. Она подумала, что, наверное, хозяйка сейчас решит, что я к ней брошусь да буду ее благодарить за то, что она разрешила мне замуж выйти за дворянина, но я на нее так посмотрела и мимо нее проехала. Эта история, говорят, произвела такое впечатление на Крамского, что запечатлелась в его памяти, и он решил нарисовать эту жанровую сцену, картину, как мы говорим, а не портрет.

Т. КАРПОВА – Это какая-то беллетристика, никаких подтверждений нигде в архивах не существует, у этого текста в Интернете тоже нет никаких отсылок, нигде мы не знаем, чтобы он общался с Бестужевым, с Матреной Савичной, с Фатеж и т.д. Я просто хочу сказать, что у нас в Третьяковской галерее есть такая специальная папочка, куда мы складываем разного рода версии.

К. ЛАРИНА – Мифы.

Т. КАРПОВА – Не проходит недели, чтобы к нам не приходило письмо из самых разных уголков нашей страны и не только, кубинская девушка мне недавно написала такое письмо. Эта папочка, она у нас хранится с давних пор в Третьяковской галерее, версий этих очень много, «Неизвестная» провоцирует эти версии, всем кажется, всем хочется разгадать ее загадку, определить, кто там изображен. А старейший сотрудник Третьяковской галереи, когда я пришла работать в галерею, я ее застала, с ней общалась, автор самой фундаментальной монографии о Крамском – Софья Ноевна Гольдштейн, говорила мне, что в 30-х гг. 20-го века некая дама даже хотела испросить в академии художеств пенсию, аргументируя это тем, что именно она являлась моделью «Неизвестной».

Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Мистические тайны картин
« Ответ #95 : 03 Май 2009, 14:38:30 »

К. ЛАРИНА – А «Незнакомкой» ее никогда не называли?

Т. КАРПОВА – Нет, это такое бытовое название, это уже «Незнакомка» Блока проецируется на эту вещь.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Потому что Петербург.

Т. КАРПОВА – И потому что Петербург, да. И я думаю, что он неслучайно дал ей такое название, не потому, что он хотел заинтриговать зрителя, Крамской был человек серьезный, глубокий, в какие-то игры такого рода вряд ли играл. Не сохранилось никаких комментариев Крамского на этот счет.

К. ЛАРИНА – А ему не обидно было, что эта картина как бы явилась главной в его творчестве, самой популярной?

Т. КАРПОВА – Я думаю, что он тогда не знал, что она станет самой популярной, потому что, конечно, для него самого самая главная его картина – это «Христос в пустыне». Но возвращаясь к этому названию, ведь в 19 веке, во второй половине 19 века, особенно на рубеже веков крупнейшие философы проявляли большой интерес к этой проблеме имени, философии имени. Это и Сергей Булгаков, это и отец Павел Флоренский, потом Лосев, и имя воспринималось как некая такая эмблема личности, ее суть. Человек, который как бы без имени, который фигурирует под кличками, как многие эти дамы полусвета, это человек, чья сущность скрыта. Была такая песенка, мое имя сказать мне нельзя, ведь любовь продаю я за деньги. Я думаю, что это название неслучайно здесь выведено. Собственно, во взгляде этой героини есть такой вызов, есть ощущение, что она обращается к какой-то некой недоброжелательной толпе, которая ее осуждает.

К. ЛАРИНА – Карикатура на «Боярыню Морозову».

Т. КАРПОВА – Да, в какой-то степени, да, но кроме этого вызова есть ощущение такой надломленности, опустошенности, это позиция человека, которого никто не любит, который сам уже не может никого любить. Это тема одиночества, одна из центральных тем в творчестве Крамского.

Т. КАРПОВА – Крамской – человек 60-х гг., сурового времени, герой сурового времени. Для него красота в женщине и чувственное в женщине – это, как Бердяев в свое время сказал о людях поколения Крамского, что для них пол в женщине, чувственное – это нечто противоположное совести, нравственности и т.д. И красота, она здесь со знаком вопроса выступает, такой образ злой женственности, и над этой темой, что такое красота, что такое идеал женственности очень многие рассуждают, размышляют в это время. Это и Достоевский, его портрет в гробу Крамской написал, в романе Достоевского «Братья Карамазовы», там он обращается к одному этюду Крамского, «Созерцатель». Это и Лев Толстой, безусловно, и философы уже рубежа веков, тот же Сергей Булгаков и Флоренский, и можем вспомнить того же Достоевского, «Идиота» и «Братьев Карамазовых», где, собственно, красота – это такая страшная сила. Понять ничего нельзя, потому что бог задал одни загадки.
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Мистические тайны картин
« Ответ #96 : 03 Май 2009, 14:40:12 »

История любви с печальным концом (одна из версий)

В Фатежском уезде Курской губернии находилось имение столбовой дворянки Бестужевой. Была у нее немалая родня в Санкт-Петербурге и там же особняк.
Племянник помещицы, офицер, выйдя в отставку и возвращаясь с Кавказа домой в Санкт-Петербург, заехал к тете.
Молодой Бестужев был поражен необычайной привлекательностью и красотой ее горничной - взятой из соседней деревни крестьянки. Из-за этого он задержался в имении... Заручившись согласием своей избранницы, племянник обратился к тетушке с мольбой, чтобы та отпустила с ним горничную, на которой он решил жениться после представления ее своим родителям.

Выслушав необычную просьбу, помещица возмутилась - как это столбовой дворянин может жениться на простой мужичке?! Но тот стоял на своем так усердно, что, хотя и не сразу, но все-таки победил.

В Санкт-Петербурге молодой Бестужев представил родителям свою избранницу. Особых возражений не последовало, ибо невеста пленила и родителей жениха. Ее стали обучать этикету, танцам, у нее оказался приятный голос. Вместе с тем обучили и обыкновенной грамоте.

После свадьбы счастье молодых иногда омрачалось тем, что "на людях" возникали недоразумения из-за необычной красоты и привлекательности Матрены Саввишны. Ее "пленником" оказался и живописец Иван Крамской. Он иногда бывал в их семье. Красавица, несомненно, не могла не заинтересовать Крамского как живописца.

...Как-то зимним днем в ненастную погоду, когда с морского залива дул пронизывающий ветер, к Бестужевым пришел "на огонек" Крамской. Его встретил супруг Матрены Саввишны, который помог гостю снять пальто и шляпу, а затем провел его в зал и распорядился, чтобы подали горячего чая. Вскоре в зал стремительно вошла Матрена Саввишна, необычайно возбужденная, румяная. Когда супруг помогал ей снять шубу, то она несколько раз нетерпеливо проговорила: "Ах, какая встреча сейчас была у меня!"

Тут же, за чаем, она поведала супругу и гостю, что встретила свою бывщую хозяйку - помещицу из Фатежского уезда. Та в свою очередь узнала свою бывшую горничную и, очевидно, решила, что Матрена Саввишна тут же должна осыпать ее благодарностями за позволение уехать с ее племянником. Но бывшая горничная проехала мимо с таким независимым и гордым видом, мол, я тебя не знаю и знать не желаю...

Рассказ произвел на Крамского неизгладимое впечатление. В картине, которую он решил писать, непременно надо будет выразить не только ее привлекательность, но показать хотя бы в какой-то мере и внутренний мир этой очаровательной молодой женщины. Насколько это удалось художнику, искусствоведы спорят по сей день.

Но семейная жизнь не заладилась, ее мужу случалось вызывать слишком ретивых кавалеров на дуэль. Трижды были такие дуэли, но все они завершались примирением. Тем не менее, они не могли не портить отношений в семье. К тому же их сын заболел и умер. Все это побудило родню супруга Матрены Саввишны возбудить перед церковью ходатайство о расторжении брака, что и было осуществлено.

Узнав об этом, Крамской счел своим долгом проводить Матрену Саввишну - она решила вернуться в родное село к своей старшей сестре. При этом условились, что она напишет ему. Долго не было никаких вестей. Крамской сам написал письмо в деревню, но не получил ответа. Прибыв в Фатеж, Крамской узнал печальную весть: в пути Матрена Саввишна тяжело заболела и в Фатеже, в земской больнице, умерла.

По существовавшему в те годы порядку на городском кладбище хоронили только горожан, Матрену Саввишну похоронили на кладбище в ближайшем к городу селе Миленино.

За время пребывания в Фатеже и в родном селе Матрены Саввишны Крамской сделал несколько эскизов, по которым в последующем были написаны такие известные картины, как "Мужик с уздечкой", "Полесовщик" и "Сельская кузница".

© Дмитрий КРАМАРЕНКО.
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Мистические тайны картин
« Ответ #97 : 03 Май 2009, 14:45:09 »

Еще одна версия, в которой указана разгадка этой тайны и почему молчал Крамской.

В 1878 году император Александр II стал отцом, у него родилась дочь. Но... дочь ему родила его любимая женщина, его последняя и самая пламенная любовь - Екатерина Долгорукая. И император попросил И.Крамского написать ее портрет. Художник подготовился к его написанию, но все это хранили в глубокой тайне. Екатерину Михайловну и ее детей не признали родственники императора и это очень ее оскорбляло. Поэтому при позировании Крамскому она выразила желание выглядеть на портрете городой и независимой, и указала место, мимо которого должна проезжать в коляске. Это Аничков дворец, где жил наследник императора с семьей.
Крамской долго работал над портретом, много раз переделывал его. Прошло два года и... был убит заказчик портрета, император Александр II. Смысл работы был утерян. Долгорукую с детьми выслали за границу.
Портрет печально стоял в мастерской и только через три года после смерти императора, в 1883 году, художник выставил картину на передвижной выставке, назвав ее "Неизвестная"...

Вот оригинал, можно сравнить, похожа или нет Екатерина Долгорукая на "Неизвестную"?


Княжна Е.М. Долгорукая. Фотография. Частное собрание, Санкт-Петербург


Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Мистические тайны картин
« Ответ #98 : 03 Май 2009, 17:27:42 »

Юличе, спасибо, очень интересно! Я слышала версию насчет Екатерины Долгорукой, но такая полная и разносторонняя информация как у тебя мне ранее не встречалась! ^5^
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39425
  • Нахаленок
Мистические тайны картин
« Ответ #99 : 03 Май 2009, 19:15:16 »

 Юличе, спасибо, прочитала с большим удовольствием. ^5^
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»
Страницы: 1 2 3 [4] 5  Все   Вверх
 

Яндекс.Метрика