Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: 1 [2] 3 4 5  Все   Вниз

Автор Тема: Мистические тайны картин  (Прочитано 23938 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #25 : 16 Апрель 2009, 00:22:48 »

Но все это для него не имеет значения. Хуже всего то, что его больше не хочет видеть Эмилия. Пережить этого Врубель не смог. Современники вспоминают: "Он словно срывается с цепи, беспробудно пьет, ночует в борделях, собирает вокруг себя странных людей - цыган, бездомных, пьяниц."
    Одалживает огромную сумму в пять тысяч рублей и устраивает разгульный банкет, а пока толпа пьет за деньги художника, закрывается в своей комнате и жестоко режет себе руки ножом. Физической болью он хочет убить в себе более сильную боль - боль от потерянной любви.
    Утром его знакомые находят Врубеля в собственной квартире окровавленным и без сознания. А когда приводят в чувство, сообщают, что своими банкетами он наделал огромных долгов и его кредиторы подают на него в суд.
    Друзья пытаются помочь художнику. В его квартире остается всего одна непроданная картина - 'Моление о чаше'. Современники называли ее гениальным творением. Чтобы уберечь эту картину от неконтролируемого приступа гнева художника, друзья находят покупателя. Известный киевский меценат наперед платит художнику 5 тысяч рублей и хочет забрать картину на следующий день.
    Но, когда на следующий день он приезжает, то видит: 'Моление о чаше' уничтожено. Вместо религиозного сюжета на полотне изображена цирковая актриса. Накануне Врубель увидел эту женщину в цирке и решил немедленно написать ее. Чистого полотна у него не было, поэтому он нарисовал ее поверх проданной картины.
    Теперь, чтобы рассчитаться с кредиторами, гениальный художник вынужден браться за любую грязную работу. Он работает уборщиком в кабаках, маляром на строительстве. Все заработанные деньги тратит на выпивку и проституток. Но даже это не утоляет его боль.
    "Я резал себя ножом. Поймете ли вы? Я любил женщину - она меня не любила. Даже любила, но много чего мешало ей понять меня. Я страдал, а, когда резал себя, страдания уменшались", - из писем Врубеля. В конце-концов измученный мастер решает отомстить жестокой женщине.
    Когда-то он смеялся над людьми, которые верили в мистическую власть картины над прототипом. А теперь он решает использовать свой дар, как оружие, и нарисовать Демона с лицом Эмилии Праховой.
    Первый Демон, которого видел только отец Врубеля и который застал сына в ужасно больном, лихорадочном состоянии во время работы над этой картиной, утверждал, что этот Демон был похож на чувственную злую женщину. Демон получился страшный настолько, что Врубель сам испугался своего творения и уничтожил рисунок - порвал его на куски, но было уже поздно.
    Врубель нарушил запрет никогда не рисовать, не описывать и не играть дьявола. Он нарисовал Демона с чертами реального человека, и за это на него ждала страшная кара.
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #26 : 16 Апрель 2009, 00:24:17 »

В Москву Врубель уехал в болезненном состоянии, но на удивление спокойным. Здесь его встречают бывшие однокурсники. Они организовали в городе художественный кружок. Патронирует его Савва Мамонтов - известный московский меценат.
    Мамонтов слышал о Кирилловских фресках и с радостью соглашается поддержать художника. Врубелю кажется, что все пережитое уже позади. Он с радость берется за новую работу. Но уже через несколько месяцев в его жизнь возвращается киевский бредовый кошмар.
    В Москве именно тогда готовят к изданию юбилейный сборник Лермонтова и нужен был иллюстратор. Врубеля приглашают иллюстрировать поэму 'Демон'. Первое, что видится художнику - его киевский рисунок и запрет, который он нарушил. Нельзя повторять эту ошибку.
    Тогда ему повезло, кажется, что кара обошла его стороной, но во второй раз так рисковать нельзя. Но на самом деле выбор уже сделан. Врубель отказался от предложения, но образ Демона начинает преследовать его. Художник жалуется своим друзьям - его беспокоит один и тот же тревожный сон: каждую ночь к нему приходит красивый Ангел с грустными глазами.
    Художник пытается вспомнить, где он видил эти глаза. У Эмилии Праховой или у сумасшедших возле Кирилловской церкви. Савва Мамонтов советует ему: самый простой способ избавиться от сновидений - нарисовать образ. Ему стоит согласиться с предложением издателей иллюстрировать поэму Лермонтова и в ней отобразить Ангела со своих снов.
    Так Врубель создал картину 'Сидящий Демон'. Эта картина навсегда изменила представление о живописи. Демона будут считать примером для подражания самые известные художники современности.

Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #27 : 16 Апрель 2009, 00:25:21 »

    Пабло Пикассо признается, что именно увиденный им на выставке в Париже 'Демон' вдохновил его на создание нового направления в живописи - кубизма. Писать демонов после Врубеля уже никто не решается, потому что превзойти Врубеля невозможно и, кроме того, сам художник очень дорого поплатился за это...
 Во время работы над картиной Врубель втречает Мамонтова. Художник находится в очень нервном состоянии. Он заявляет меценату, что он самый большой художник в мире, но никто не может оценить его талант, поэтому он умрет непризнанным.
    Мамонтов пытается доказать Врубелю, что его талант признают. Чтобы поддержать художника, меценат выставляет "Демона" в галлерею, и картина мгновенно становится сенсацией. Но, когда Мамонтов приходит поздравить Врубеля, его ожидает новая неожиданность: художник находится в угнетенном состоянии и считает, что "Демон" - это его провал, а у обычного студента таланта больше, чем у него.
    На грани срыва он начинает писать другого 'Демона'. Работает по 17 часов, каждый эскиз доводит до совершенства и рвет на куски, а потом в гневе бегает по мастерской и топчет порванные рисунки ногами. Посетителям жалуется, что он не может вспомнить, где видел глаза своего Демона.
    Постепенно его состояние ухудшается. Друзья вспоминают, что еще немного и они должны были бы отвезти художника в псииатрическую больницу, ведь он вел себя как психически больной человек. Но неожиданно судьба дарит Врубелю еще один шанс. Депрессию прерывает новая любовь.
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #28 : 16 Апрель 2009, 00:30:52 »

В опере Саввы Мамонтова заболел художник-декоратор и Врубеля пригласили оформить сцену вместо него. Во время репетиции он слышит прекрасный голос, который звучит со сцены. Кому он принадлежит - непонятно : актеры играют в диковинных костюмах и их лицах покрыты толстым слоем грима.
    Но Врубелю не важно, как выглядит хозяйка голоса - он уже влюблен. Сразу после репетиции в гримерную певицы Надежды Забелы вошел мужчина. Он поцеловал ей руку и признался, что влюбился в ее голос. А уже через месяц они поженились. Это был самый счастливый период жизни художника, время его самых светлых творений.
    Свою удивительную фантазию Врубель направляет в новый вид творчества. Он проектирует для жены сценические костюмы. Эти костюмы были настолько необычными, что критики писали о них больше, чем про сами выступления его жены Надежды Забелы. Вскоре супруги уже ждут ребенка. Но когда родился мальчик, художник пережил шок.
    Лицо его ребенка было обезображено: верхняя губа была разделена надвое, так называемая 'заячья губа'. Врубель впервые увидел своего ребенка и окаменел. Он знал, что будет наказание, но не ожидал, что такое. Врубель молча поцеловал мальчика и тихо вышел из комнаты.
    Затем он закрывается в своем кабинете и не выходит оттуда несколько дней. Никто даже не догадывается - Врубель намерен отомстить своему Демону единственно возможным для него оружием - кистью и красками. Через несколько дней перед родственниками стоял уже совсем другой Врубель: непричесанный, с диким взглядом, он бормотал что-то невнятное.
    На нем была разорванная одежда, а под ней - следы от порезов. На мольберте стояла новая, ужасная картина - 'Демон поверженный'. Это был последний Демон Врубеля. Картина уже висела на выставке, а художник каждое утро, пока еще не пришли посетители, дорисовывал ее.



В созданном художником образе запечатлелась ярость происшедшей схватки и неостывшая ненависть к врагу. Михаил Врубель изобразил облик ангела-богоборца в момент поражения, низвергнутого с небес и рухнувшего на скалы, в момент превращения Ангела в Демона.
Как было в тот святой, великий час,
Когда от мрака отделился свет,
И, ангел радостный, он в первый раз
Взглянул на будущность. И сколько лет,
И сколько тысяч лет с тех пор прошло!
И он уже не тот. Его чело
Померкло… он один, один… один…
Враг счастья и порока властелин.
М.Ю. Лермонтов

Современники вспоминают, что ежедневно лицо Демона становилось еще более страшным. Посетители с ужасом и отвращением выходили из зала, где висела картина. В конце-концов организаторы выставки силой удаляют Врубеля из зала. После этого родные должны были вынуждены завезти художника в психиатрическую больницу.
    Врачи поставили ему страшный диагноз: спинная сухотка. В современной медицине ее называют прогрессивным параличем. Это болезнь, которая постепенно отнимает у человека разум, а после долгих лет помешательства несчастный больной на сухотку слепнет.
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #29 : 16 Апрель 2009, 00:31:38 »

Но что стало причиной страшной болезни ? Могло ли это быть проклятием Демона или была какая-то другая, независимая от его творчества причина ? Врачи того времени не могли ответить на этот вопрос. Современные медики легко различают симптомы этой болезни. Остались записи врачей, которые лечили Врубеля.
    В них они описывают вторую фазу болезни именно так, как это описывает современная медицина. Но позже эти симптомы исчезают, болезнь снова изменяет свои проявления. Во времена Врубеля эта болезнь становилась страшным наказанием на всю жизнь - сифилис головного мозга.
    Невероятно, но Врубель заболел ней еще в Киеве, когда пытался забыть Эмилию в объятиях "ночных бабочек". Тогда эту болезнь лечили препаратами ртути, очень вредными для организма, но не очень эффективными. После этого лечения сифилис больше не проявлял внешних признаков, а поэтому врачи считали, что болезнь побеждена.
    Но она продолжала невидимо разрушать организм изнутри. Больного ждал страшный конец. Современные медики проанализировали течение такой болезни у многих известных людей. Немецкий философ Ницше, французский писатель Мопассан. Их ждало именно такое страшное завершение болезни - безумие. Но случай Врубеля врачи считают уникальным.
    Чудо, но художник до конца жизни сопротивлялся болезни. Он сознательно боролся со своим Демоном. Через полгода болезнь отступила. Врубель измучен болезнью, но не теряет надежду, так как уверен, что сможет ее преодолеть. Он просит жену отвезти его в Киев, туда, где он начинал работать.
     Ему кажется, что в Киеве он допустил ошибку. Он приехал туда работать над святыми образами, а вместо этого грешил. Нужно вернуться к месту, где он ошибся, и все начать сначала, искупить вину и исправить ее последствия. Тогда Врубель во второй и в последний раз возвращается в Кирилловскую церковь.
    Он долго смотрел на свои первые росписи, рассматривал лики святых и вышел молча. А уже на пороге церкви сказал: "Вот сюда я должен возвратиться". Эти слова стали пророческими. На самом деле Врубель хотел возвратиться к спокойному, уравновешенному творчеству Киевской Руси. Но все решили, что художник предвидел свое будущее - смерть в психической больнице.
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #30 : 16 Апрель 2009, 00:34:04 »

    Возвратиться к написанию икон Врубелю уже не удастся. Он приходит домой и застает жену в слезах. У сына поднялась высокая температура и уже несколько часов ее не могут сбить, а врач только разводит руками - у мальчика менингит. Лекарства здесь не помогут, единственное, что можно сделать - молиться о спасении.
    Врубель оцепенел от ужаса: две недели назад после выхода из клиники он написал портрет сына. Неужели это его кисть повредила собственному ребенку?



В Киеве Врубель встречает фатальную женщину - Эмилию Прахову, но его любовь остается безответной. Чтобы отомстить любимой, он рисует ее в образе страшного Демона и этим нарушает запрет - никогда не описывать, не рисовать и не играть дьявола.
    Эту картину называют символом эпохи. Демон преследут своего творца - отбирает ум, а потом покушается на самое дорогое в его жизни - на жизнь его сына. Ребенок Врубеля лежит в жару, врачи ставят страшный диагноз - менингит, т.е. воспаление оболочек мозга. Через два дня, так и не придя в сознание, мальчик умирает.
    Родители хоронят собственного сына. А на следующий день к Врубелю возвращается его Демон. Художник убежден, что сын не простудился, а его убил портрет, который Врубель написал собственноручно. Жене снова приходится отвезти своего в психиатрическую больницу.
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #31 : 16 Апрель 2009, 00:34:56 »

    Прошло 25 лет и Врубель снова оказался среди умалишенных. Только когда-то он смотрел на пациентов с наружной стороны этой решетки, а теперь сам стал одним из них. Врубель перестает узнавать родных, не помнит даже кто он. Его переводят из клиники в клинику. И в каждой из них он оставляет целые кипы рисунков. Эти рисунки совсем не похожи на рисунки сумасшедшего - все они светлые и умиротворенные.
    Уже после смерти художника врач, который лечил Врубеля, записал в своем дневнике: "Врубель умер тяжело больным человеком. Но, как художник, он был здоровым. Глубоко здоровым". Как такое может быть ? Современные психологи утверждают, что своими рисунками Врубель лечился, так он сдерживал болезнь. Интуитивно изобрел то, что через 30 лет после его смерти назовут арттерапией, то есть лечение искусством.
    Такое лечение не может победить болезнь, но может значительно затормозить ее течение и развитие. А некотрым больным и на самом деле становится лучше настолько, что они возвращаются из больницы домой практически здоровыми. Во времена Врубеля арттерапии еще не существовало.
    В клинике Врубель постоянно рисует пейзажи за окном, врачей, соседей по палате, и случается невероятное - Врубелю удается заставить болезнь отступить. Он выходит из больницы и едет туда, где впервые встретил свою будущую жену - в оперный театр.
    Как и в день их знакомства, Наталья Забела исполняла главную роль. После представления Врубель пошел к жене в гримерную, взял ее за руки и поблагодарил. Это был последний раз, когда он видел жену. Через несколько недель Врубель потерял зрение.
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #32 : 16 Апрель 2009, 00:37:11 »

Свою последнюю картину "Портрет поэта Брюсова" Врубель так и не успел дописать.



Слепой и на ощупь он попробует стереть часть фона, чтобы поправить его, но случайно стирает часть фигуры. Санитары выхватят ценную картину буквально из-под рук автора, а потом пожалеют о своем поступке: после этого Врубель так и не возмет в руки кисть больше никогда.
    Еще четыре года он проживет слепым. Художник так и не узнает: его избрали Академиком искусств заочно. Выставки с его картинами путешествуют по всей Европе и получают мировую славу и признание. А в прессе будут появляться публикации, что Демон уничтожил своего автора.
    Уже слепым Врубель будет пытаться покончить с властью своего Демона - убить себя. Но он умер от острого воспаления легких. Демон Врубеля на этом не остановился. У него он забрал зрение и ум, а у его фатальной любви Эмилии Праховой - семью и душевное спокойствие.
    Когда Врубель умер, ее, киевскую гранд-даму, организаторку баллов и пышных приемов, обвинили в том, что это она виновата в сумасшествии гения. Такого давления Эмилия не выдержит. Она оставит мужа и переедет в провинцию, а там, забытая всеми и одинокая, умрет.
    Перед своей смертью она прикажет сжечь все письма, которые писал ей Врубель. И уже никто и никогда не узнает, что было в тех письмах. Но свидетелями их непростых отношений остались его картины. Ради этой женщины Врубель нарушил самый суровый запрет и уплатил за это страшную цену.
    "Демон" Врубеля уничтожил и своего автора, и свой прототип. Но сама картина навсегда осталась самым гениальным творением своей эпохи и символом трагической любви.

М. Врубель
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #33 : 16 Апрель 2009, 08:08:09 »

Юличе, спасибо! очень люблю картины Врубеля, благодаря тебе узнала много нового! вот какую тему ты создала -так и хочется в Третьяковку!

Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #34 : 16 Апрель 2009, 08:13:00 »

Хочу предложить вашему вниманию отрывок из рассказа Татьяны Толстой (даже не мистический, а философский) -он мне очень нравится,  я очень со многими тезисами согласна:

Квадрат
В 1913, или 1914, или 1915 году, в какой именно день — неизвестно, русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой холст: 79,5 на 79,5 сантиметров, закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал черным цветом. Эту несложную операцию мог бы выполнить любой ребенок — правда, детям не хватило бы терпения закрасить такую большую площадь одним цветом. Такая работа под силу любому чертежнику, — а Малевич в молодости работал чертежником, — но чертежникам не интересны столь простые геометрические формы. Подобную картину мог бы нарисовать душевнобольной — да вот не нарисовал, а если бы нарисовал, вряд ли у нее были бы малейшие шансы попасть на выставку в нужное время и в нужном месте.
Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете — «Черного квадрата». Несложным движением кисти он раз и навсегда провел непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль». Нуль почему-то оказался квадратным, и это простое открытие — одно из самых страшных событий в искусстве за всю историю его существования.
Малевич и сам понял, что он сделал. За год-полтора до этого знаменательного события он участвовал вместе со своими друзьями и единомышленниками, в первом всероссийском съезде футуристов — на даче, в красивой северной местности, — и они решили написать оперу «Победа над Солнцем» и там же, на даче, немедля принялись за ее осуществление. Малевич оформлял сцену. Одна из декораций, черно-белая, чем-то напоминающая будущий, еще не родившийся квадрат, служила задником для одного из действий. То, что тогда вылилось из-под его кисти само собой, бездумно и вдохновенно, позже в петербургской мастерской вдруг осозналось как теоретическое достижение, последнее, высшее достижение, — обнаружение той критической, таинственной, искомой точки, после которой, в связи с которой, за которой нет и не может быть больше ничего. Шаря руками в темноте, гениальной интуицией художника, пророческой прозорливостью Создателя он нащупал запрещенную фигуру запрещенного цвета — столь простую, что тысячи проходили мимо, переступая, пренебрегая, не замечая... Но и то сказать, немногие до него замышляли «победу над Солнцем», немногие осмеливались бросить вызов Князю Тьмы. Малевич посмел — и, как и полагается в правдивых повестях о торговле с Дьяволом, о возжаждавших Фаустах, Хозяин охотно и без промедления явился и подсказал художнику простую формулу небытия.
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #35 : 16 Апрель 2009, 08:14:06 »

В конце того же 1915 года — уже вовсю шла Первая мировая война — зловещее полотно было представлено среди прочих на выставке футуристов. Все другие работы Малевич просто развесил по стенам обычным образом, «Квадрату» же он предназначил особое место. На сохранившейся фотографии видно, что «Черный квадрат» расположен в углу, цод потолком — там и так, как принято вешать икону. Вряд ли от него — человека красок — ускользнуло то соображение, что этот важнейший, сакральный угол называется «красным», даром что «красный» означает тут не цвет, а «красоту». Малевич сознательно вывесил черную дыру в сакральном месте: свою работу он назвал «иконой нашего времени». Вместо «красного» — черное (ноль цвета), вместо лица — провал (ноль линий), вместо иконы, то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь — мрак, подвал, люк в преисподнюю, вечная тьма.
А. Бенуа, современник Малевича, сам великолепный художник и критик искусства, писал о картине: «Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели».
За много лет до того, в сентябре 1869 года, Лев Толстой испытал некое странное переживание, оказавшее сильнейшее влияние на всю его жизнь и послужившее по всей очевидности переломным моментом в его мировоззрении. Он выехал из дома в веселом настроении, чтобы сделать важную и выгодную покупку: приобрести новое имение. Ехали на лошадях, весело болтали. Наступила ночь. «Я задремал, но вдруг проснулся: мне стало чего-то страшно. (...) Вдруг представилось, что мне не нужно, незачем в эту даль ехать, что я умру тут, в чужом месте. И мне стало жутко». Путники решили заночевать в городке Арзамасе. «Вот подъехали наконец к какому-то домику со столбом. Домик был белый, но ужасно мне показался грустный. Так что жутко даже стало. (...) Был коридорчик; заспанный человек с пятном на щеке, — пятно это мне показалось ужасным, — показал комнату. Мрачная была комната. Я вошел, — еще жутче мне стало.
(...) Чисто выбеленная квадратная комнатка. Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой красной... (...) Я взял подушку и лег на диван. Когда я очнулся, никого в комнате не было и было темно. (...) Заснуть, я чувствовал, не было никакой возможности. Зачем я сюда заехал? Куда я везу себя? От чего, куда я убегаю? Я убегаю от чего-то страшного, и не могу убежать. (...) Я вышел в коридор, думал уйти от того, что мучило меня. Но оно вышло за мной и омрачило все. Мне так же, еще больше, страшно было.
Да что это за глупость,— сказал я себе. — Чего я тоскую, чего боюсь?
— Меня, — неслышно отвечал голос смерти. — Я тут.
(...) Я лег было, но только что улегся, вдруг вскочил от ужаса. И тоска, и тоска, — такая же духовная тоска, какая бывает перед рвотой, только духовная. Жутко, страшно. Кажется, что смерти страшно, а вспомнишь, подумаешь о жизни, то умирающей жизни страшно. Как-то жизнь и смерть сливались в одно. Что-то раздирало мою душу на части и не могло разодрать. Еще раз прошел посмотреть на спящих, еще раз попытался заснуть; все тот же ужас, — красный, белый, квадратный. Рвется что-то и не разрывается. Мучительно, и мучительно сухо и злобно, ни капли доброты я в себе не чувствовал, а только ровную, спокойную злобу на себя и на то, что меня сделало».
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #36 : 16 Апрель 2009, 08:14:52 »

Это знаменитое и загадочное событие в жизни писателя — не просто внезапный приступ сильнейшей депрессии, но некая непредвиденная встреча со смертью, со злом — получила название «арзамасского ужаса». Красный, белый, квадратный. Звучит, как описание одной из картин Малевича.
Лев Толстой, с которым случился красно-белый квадрат, никак не мог ни предвидеть, ни контролировать случившееся. Оно предстало перед ним, набросилось на него, и под влиянием произошедшего, — не сразу, но неуклонно, — он отрекся от жизни, какую вел до того, от семьи, от любви, от понимания близких, от основ мира, окружавшего его, от искусства. Некая открывшаяся ему «истина» увела его в пустоту, в ноль, в саморазрушение. Занятый «духовными поисками», к концу жизни он не нашел ничего, кроме горстки банальностей — вариант раннего христианства, не более того. Последователи его тоже ушли от мира и тоже никуда не пришли. Пить чай вместо водки, не есть мяса, осуждать семейные узы, самому себе шить сапоги, причем плохо шить, криво, — вот, собственно, и весь результат духовных поисков личности, прошедшей через квадрат. «Я тут», — беззвучно прошептал голос смерти, и жизнь пошла под откос. Еще продолжалась борьба, еще впереди была Анна Каренина (безжалостно убитая автором, наказанная за то, что захотела жить), еще впереди было несколько литературных шедевров, но квадрат победил, писатель изгнал из себя животворящую силу искусства, перешел на примитивные притчи, дешевые поучения и угас прежде своей физической смерти, поразив мир под конец не художественной силой своих поздних произведений, но размахом своих неподдельных мучений, индивидуальностью протеста, публичным самобичеванием неслыханного дотоле масштаба.
Малевич тоже не ждал квадрата, хотя и искал его. В период до изобретения «супрематизма» (термин Малевича) он исповедовал «алогизм», попытку выйти за границы здравого смысла, исповедовал «борьбу с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудком». Его зов был услышан, и квадрат предстал перед ним и вобрал его в себя. Художник мог бы гордиться той славой, что принесла ему сделка с Дьяволом: он и гордился. Не знаю, заметил ли он сам ту двусмысленность, которую принесла ему эта слава. «Самая знаменитая картина художника» — это значит, что другие его произведения менее знаменитые, не такие значимые, не столь притягивающие, словом, они — хуже. И действительно, по сравнению с квадратом все его вещи странно блекнут. У него есть серия полотен c геометрическими, яркими крестьянами, у которых вместо лиц — пустые овалы, как бы прозрачные яйца без зародышей. Это красочные, декоративные полотна, но они кажутся мелкой, суетливой возней радужных цветов, перед тем как они, задрожав последний раз, смешаются в пеструю воронку и уйдут на бездонное дно Квадрата. У него есть пейзажи, розоватые, импрессионистические, очень обычные, — такие писали многие, и писали лучше. Под конец жизни он попытался вернуться к фигуративному искусству, и эти вещи выглядят так страшно, как это можно было предсказать: не люди, а набальзамированные трупы, восковые куклы напряженно смотрят из рамок своих одежд, словно бы вырезанных из ярких клочков, обрезков «крестьянской» серии. Конечно, когда ты достигаешь вершины, то дальше — путь только вниз. Но ужас в том, что на вершине — ничего нет.
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #37 : 16 Апрель 2009, 08:17:13 »

Искусствоведы любовно пишут о Малевиче: «"Черный квадрат" вобрал в себя все живописные представления, существовавшие до этого, он закрывает путь натуралистической имитации, он присутствует как абсолютная форма и возвещает искусство, в котором свободные формы — не связанные между собой или взаимосвязанные — составляют смысл картины».
Верно, Квадрат «закрывает путь» — в том числе и самому художнику. Он присутствует «как абсолютная форма», — верно и это, но это значит, что по сравнению с ним все остальные формы не нужны, ибо они по определению не абсолютны. Он «возвещает искусство...» — а вот это оказалось неправдой. Он возвещает конец искусства, невозможность его, ненужность его, он есть та печь, в которой искусство сгорает, то жерло, в которое оно проваливается, ибо он, квадрат, по словам Бенуа, процитированным выше, есть «один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели».
Художник «доквадратной» эпохи учится своему ремеслу всю жизнь, борется с мертвой, косной, хаотической материей, пытаясь вдохнуть в нее жизнь; как бы раздувая огонь, как бы молясь, он пытается зажечь в камне свет, он становится на цыпочки, вытягивая шею, чтобы заглянуть туда, куда человеческий глаз не дотягивается. Иногда его труд и мольбы, его ласки увенчиваются успехом; на краткий миг или на миг долгий «это» случается, «оно» приходит. Бог (ангел, дух, муза, порой демон) уступают, соглашаются, выпускают из рук те вещи, те летучие чувства, те клочки небесного огня — имени их мы назвать не можем, — которые они приберегали для себя, для своего скрытого от нас, чудесного дома. Выпросив божественный подарок, художник испытывает миг острейшей благодарности, неуниженного смирения, непозорной гордости, миг особых, светлейших и очищающих слез — видимых или невидимых, миг катарсиса. «Оно» нахлынуло — «оно» проходит, как волна. Художник становится суеверным. Он хочет повторения этой встречи, он знает, что может следующий раз и не допроситься божественной аудиенции, он отверзает духовные очи, он понимает глубоким внутренним чувством, что именно (жадность, корысть, самомнение, чванство) может закрыть перед ним райские ворота, он старается так повернуть свое внутреннее чувство, чтобы не согрешить перед своими ангельскими проводниками, он знает, что он — в лучшем случае только соавтор, подмастерье, но — возлюбленный подмастерье, но — коронованный соавтор. Художник знает, что дух веет где хочет и как хочет, знает, что сам-то он, художник, в своей земной жизни ничем не заслужил того, чтобы дух выбрал именно его, а если это случилось, то надо радостно возблагодарить за чудо.
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #38 : 16 Апрель 2009, 08:18:57 »

Художник «послеквадратной» эпохи, художник, помолившийся на квадрат, заглянувший в черную дыру и не отшатнувшийся в ужасе, не верит музам и ангелам; у него свои, черные ангелы с короткими металлическими крыльями, прагматичные и самодовольные господа, знающие, почем земная слава и как захватить ее самые плотные, многослойные куски. Ремесло не нужно, нужна голова; вдохновения не нужно, нужен расчет. Люди любят новое — надо придумать новое; люди любят возмущаться — надо их возмутить; люди равнодушны — надо их эпатировать: подсунуть под нос вонючее, оскорбительное, коробящее. Если ударить человека палкой по спине — он обернется; тут-то и надо плюнуть ему в лицо, а потом непременно взять за это деньги, иначе это не искусство; если же человек возмущенно завопит, то надо объявить его идиотом и пояснить, что искусство заключается в сообщении о том, что искусство умерло, повторяйте за мной: умерло, умерло, умерло. Бог умер, Бог никогда не рождался, Бога надо потоптать, Бог вас ненавидит, Бог — слепой идиот, Бог — это торгаш, Бог — это Дьявол. Искусство умерло, вы — тоже, ха-ха, платите деньги, вот вам за них кусок дерьма, это — настоящее, это — темное, плотное, здешнее, держите крепче. Нет и никогда не было «любовного и нежного», ни света, ни полета, ни просвета в облаках, ни проблеска во тьме, ни снов, ни обещаний. Жизнь есть смерть, смерть здесь, смерть сразу.
«Как-то жизнь и смерть сливались в одно», — в ужасе записал Лев Толстой и с этого момента и до конца боролся как мог, как понимал, как сумел — титаническая, библейского масштаба битва. «И боролся с Иаковом некто до восхода зари...» Страшно смотреть на борьбу гения с Дьяволом: то один возьмет верх, то другой... «Смерть Ивана Ильича» и есть такое поле битвы, и трудно даже сказать, кто победил, Толстой в этой повести говорит, — говорит, повторяет, убеждает, долбит наш мозг, — что жизнь есть смерть. Но в конце повести его умирающий герой рождается в смерть, как в новую жизнь, освобождается, переворачивается, просветляется, уходит от нас куда-то, где он, кажется, получит утешение. «Новое искусство» глумится над самой идеей утешения, просветления, возвышения, — глумится и гордится, пляшет и торжествует.
Разговор о Боге либо так бесконечно сложен, что начинать его страшно, либо, напротив, очень прост: если ты хочешь, чтобы Бог был — он есть. Если не хочешь — нет. Он есть все, включая нас, а для нас он, в первую очередь, и есть мы сами. Бог не навязывается нам, — это его искаженный, ложный образ навязывают нам другие люди, — он просто тихо, как вода, стоит в нас. Ища его, мы ищем себя, отрицая его, мы отрицаем себя, глумясь над ним, мы глумимся над собой, — выбор за нами. Дегуманизация и десакрализация — одно и то же.
«Десакрализация» — лозунг XX века, лозунг неучей, посредственностей и бездарностей. Это индульгенция, которую одни бездари выдают другим, убеждая третьих, что так оно все и должно быть — все должно быть бессмысленным, низменным (якобы демократичным, якобы доступным), что каждый имеет право судить о каждом, что авторитетов не может быть в принципе, что иерархия ценностей непристойна (ведь все равны), что ценность искусства определяется только спросом и деньгами. «Новинки» и модные скандалы удивительным образом не новы и не скандальны: поклонники Квадрата в качестве достижений искусства все предъявляют и предъявляют разнообразные телесные выделения и изделия из них, как если бы Адам и Ева — один, страдающий амнезией, другая синдромом Альцгеймера, — убеждали друг друга и детей своих, что они суть глина, только глина, ничего, кроме глины.
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #39 : 16 Апрель 2009, 12:16:51 »

Мими, очень интересно, спасибо Тебе! Честно говоря, я раньше не понимала, что такого в этом "Черном квадрате", а твоя информация многое для меня прояснила. ^5^
Я тоже хочу в Третьяковку, но, увы, это все только мечты... Картины Врубеля на меня всегда производили впечатление и притягивали... а вот "Портрет сына" производит очень тягостное впечатление, не могу смотреть, тяжело, сразу чувствуется какая-то трагедия и смерть, еще не зная истории картины (специально уменьшала размер, большая - по глазам бьет, хочется быстрее прокрутить...).
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #40 : 16 Апрель 2009, 12:27:11 »

Да, Юличе - трагизм в творчестве Врубеля прямо-таки сквозит, даже не зная трагическую историю его жизни...
В Третьяковке очень просторный зал Врублеля оформлен в черном цвете...

Лет в 10 я с двоюродным братом была в Третьяковке первый раз - братишка увидел "Квадрат" и резюмировал - "А я нарисую красный квадрат - раз квадраты такие дорогие :D"



Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Masta-Ann

  • АННА МАЛАХОВА
  • Бодхидха́рма
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 24533
  • Высший Маг восьмого уровня посвящения
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #41 : 16 Апрель 2009, 12:28:45 »

Да, очень интересная тема, спасибо за информацию, Мимиш ^6^
Записан
ВЕД ВАЯНА МАНИ ГОРЫ!!!

Шукуфа

  • А хто это у нас такой симпатишный?
  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3972
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #42 : 16 Апрель 2009, 15:18:19 »

Очень интересно, спасибо, девушки. :)
З.Ы. Пожалуйста, если кто-нибудь помнит, видел, откликнетесь... Значит, несколько лет назад я в интернете увидела одну картину,век 17-18-19,русский художник, это вот самая страшная картина в моей жизни. Не помню, обидно,ни художника, ни названия, помню только что там изображены два ребенка на кладбище - мальчик и девочка. И вот их глаза... Это даже не мертвые, у мертвых все не так плохо, это какие-то гипермертвые, ужас и только. очень хотелось бы её увидеть, вдруг так не впечатлит снова. :-\
Записан

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39425
  • Нахаленок
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #43 : 16 Апрель 2009, 17:41:07 »

 Шукуф, а в каком стиле написана картина? :o
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Talushka

  • Новоявленный
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 17
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #44 : 16 Апрель 2009, 18:08:03 »

Спасибо Юличе и всем, кто поддержал тему - очень интересно. В Третьяковке была 5 лет назад, хотя воспоминания очень свежи. Многие вещи впечатлили...
Извините, что там ранее вставила свой пост - я думала, что будет в тему, но вышло как-то не очень  ??? ^13^
Записан
Для тех, кто никуда не плывет, никогда не бывает попутного ветра. Монтень.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #45 : 16 Апрель 2009, 18:10:41 »

Спасибо Юличе и всем, кто поддержал тему - очень интересно. В Третьяковке была 5 лет назад, хотя воспоминания очень свежи. Многие вещи впечатлили...
Извините, что там ранее вставила свой пост - я думала, что будет в тему, но вышло как-то не очень  ??? ^13^

Почему не в тему? Очень даже в тему, Talushka. Мы тут вообще - истории о картинах, о портретах не только известных художников.  ;) так что подключайся, будем рады!  :)
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #46 : 16 Апрель 2009, 18:15:18 »

Талушка, все в тему! возможно кто-то прокомментирует, если будет знать  ^19^

Я в Третьяковке была летом -  очень люблю картинные галереи и выставки. Там водили экскурсионные группы - мне даже стало жалко людей - их "галопом" протащили по самым известным картинам и все...
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #47 : 16 Апрель 2009, 19:18:09 »

Шукуфа, не эта? В. Перов. Дети-сироты на кладбище.

Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #48 : 17 Апрель 2009, 10:02:22 »

В самом начале своей карьеры, в 1903 году, Пикассо написал картину «Жизнь». Написал очень быстро, буквально за пару дней. А потом задвинул в дальний угол мастерской и старался никому не показывать.
Мужчина обнимает юную девушку, на него с ненавистью смотрит другая — с ребенком, а на заднем плане — пара, но женщина поглощена не своим спутником, а все тем же мужчиной. Возможно, он был ее прошлым, а может, она станет его будущим, еще одной жертвой, вознесенной на алтарь искусства.
Друзья Пикассо рассказывали, что он не любил эту картину. Даже при всем его самомнении она казалась ему несовершенной и нереалистичной. Хотя на первый взгляд все кажется абсолютно естественным.


Жизнь 1903
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Re: Мистические тайны картин
« Ответ #49 : 17 Апрель 2009, 10:04:19 »

НИ У ОДНОГО из великих художников не было столько романов и возлюбленных, сколько у Пабло Пикассо. Однажды он сказал: «К несчастью, а может, и к счастью, я смотрю на вещи через призму любви». Женщины были нужны ему как воздух, они поддерживали огонь его таланта. А потом, как поленья, сами сгорали до угольков, становясь жертвами гения…

Розовая муза
ОНИ всегда были красивы и молоды. Это Пикассо сначала было девятнадцать лет, затем тридцать пять, пятьдесят, семьдесят четыре, а им — всегда семнадцать, двадцать три…
Фернанда Оливье стала музой «розового периода» Пикассо
Первой в этом ряду стала Фернанда Оливье, молодая женщина с весьма пышной фигурой, вдохновившей мастера на создание образа женщины-гитары. Да он, собственно, никогда и не относился к женщинам как к живым существам. Не раз художник заявлял, что делит представительниц прекрасного пола на «богинь» и «половые коврики». При этом особым наслаждением был процесс превращения первых во вторых. Но, что странно, женщины и не сопротивлялись.
Перед Пикассо вообще было сложно устоять — испанская кровь бурлила, невероятный взгляд завораживал и заставлял подчиняться. Фернанда стала музой его «розового периода», но ненадолго — вскоре он счел ее слишком скучной, да и внешность поднадоела. Фернанду сменила Ева Гуэль, невеста польского художника Маркуссиса, полная противоположность своей предшественницы — тонкая, хрупкая. Пикассо много рисовал ее, любовался миниатюрностью, которую то и дело подчеркивал. Картина «Женщина, сидящая в кресле» — Ева Гуэль, но какой же маленькой она кажется в этом огромном кресле!..
Жизнь этой девушки оказалась недолгой. В 1915 году она умерла от туберкулеза. Впрочем, ни одна из подруг Пикассо не жила «долго и счастливо». Его же счастье состояло в том, что он не привязывался к женщинам, причем не прилагал для этого никаких усилий, просто не видел в них особой ценности…
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.
Страницы: 1 [2] 3 4 5  Все   Вверх
 

Яндекс.Метрика