Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1] 2 3 ... 5  Все   Вниз

Автор Тема: Преданья старины глубокой  (Прочитано 12274 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« : 28 Май 2009, 21:33:22 »

Звезды - В СТАРОДАВНИЕ времена звались они совсем иначе, чем теперь: Зоряница, Денница, Утренница, Светлусса, Красопаня (это, конечно, Венера).
Вечерняя звезда, первой появлявшаяся на небе, какова бы она ни была, всегда Вечерница, Зверяница (ибо в ту пору ночные хищники выходят на охоту). Марс звался Смертонос, Меркурий — Добропан, Сатурн — Гладолед, Юпитер — Кроломоц... Конечно, это были живые существа: все это множество зачаровывающих, мерцающих, таинственных звезд, и чаще всего древний славянин представлял их прекрасными девами, которые летают по небу, держа в руках свечечки, или лучинки. Они танцуют, водят хороводы, играют в прятки: оттого меняются и узоры звезд на небе. Все они служительницы богов: Утренницы и Денницы служат Зимцерле, богине утренней зари, другие — богам ночи, тьмы. С течением времени воображению пахаря небо стало представляться светлым теремом Божиим — со звездами вместо окон. Из этих окон смотрят на белый свет святые ангелы Господни. Нет счета-числа воинству небесному: сколько людей в мире — столько и ангелов. У каждой живой души — свой ангел-хранитель. Народится человек, и ангела нового посылает Бог стеречь его от греха напрасного - наносного, от ухищрений нечистой силы дьявольской. Прорубит ангел новое окошечко из Божьего терема, сядет у него да и смотрит, глаз не спускаючи с доверенного его попечению сына земли. Смотрит ангел, а сам каждое дело земное в книгу небесную записывает. А людям-то кажется, что это все звезды сверкают! — гласит народное слово. Умер человек, захлопывается ставнями окно, падает и его звезда с выси небесной на грудь земную. Кто увидит такую звезду да успеет сказать свое пожелание — оно сбудется, не минется.Звездное небо представляется глазам зоркого пахаря грамоткой, написанной по синему бархату. Не прочесть этой грамотки, — говорит он, — ни попам, ни дьякам, ни умным мужикам. А между тем, для последних-то, оказывается, эта грамотка является не совсем тайной — недаром они с поразительной для оторванного от природы горожанина точностью угадывают по расположению звезд время ночи. Ночное звездное небо — такие же безошибочно верные часы для деревенского путника, что и крикливый вестник полночи петух на дворе. Не все звезды для русского хлебороба одинаковы. Знает он, что звезда от звезды разнствует во славе, а потому и различает если не все, то хотя некоторые из жемчужин россыпи звездной. Так, знает он Вечерницу — первую вспыхивающую вечером звезду, назовет и Денницу — позднее всех своих сестер погасающую на небе, только- только не встречающуюся с утреннею ранней зорькоюБольшая Медведица слывет в народной астрономии за Сажар (или Стожар) звезду. По этому созвездию советуется охотникам выходить смело на всякого дикого зверя, кроме одного только медведя. Плеяды, по народному определению, — Утиное Гнездо, Пояс Ориона — Кичаги, Арктический Пояс — Железное Колесо, Млечный Путь — Становище. Три звезды, находящиеся подле Млечного Пути, зовутся Девичьими Зорями. Падающие звезды, при виде которых старые богобоязненные люди причитают свое Аминь, аминь! Рассыпься!, а молодые произносят заветные желания, — зовутся Маньяком.О Девичьих Зорях дошло до наших дней старинное сказание. Жили-были, гласит оно, на белом свете три сестры (родством и дородством — сестра в сестру). Жили они в родном дому без отца-матери: сами правили домом, сами пахали, сами хлеб продавали. Проторяли к сестрам дорожку свахи-сваты, да было им всем диво - дивное: придут к воротам — ворота сами растворяются; пойдут к избе — двери сами отойдут настежь; взойдут в избу — в избе нет ни живого, ни мертвого, как после мора. Постоят, постоят, так и пойдут ни с чем. Выйдут на улицу, посмотрят на окна, а у окон сидят три сестры вместе, прядут одну кудель...Стали все за это считать трех сестер ведьмами; и надумали бабы-свахи сжить девок со свету. Чего-чего только они ни придумывали, лишь бы загубить их! Поджигали даже то городьбу у них, то избу: и огонь не берет... По знахарям-ведунам хаживали: и те ума не приложат, что с тремя сестрами сделать! Увидали-подглядели однажды ночью зоркие бабьи глаза, что летит поднебесьем Огненный Змей прямо к дому ненавистных им трех сестер; полетал - полетал, да и прочь полетел несолоно хлебавши: и Змей их не берет! Но вот — мало ли, много ли времени прошло: умерли сестры, все сразу.Узнали об этом свахи-бабы, пошли поглядеть на покойниц — пошли, а самих страх берет: послали наперед себя мужиков.Пошли, осеняясь крестным знамением, мужики, подошли к городьбе — городьба расступилась на четыре стороны, подошли к избе — изба рассыпалась в мелкие щепки. Сказание заканчивается словами: Тут то мужики догадались, что те три сестры были прокляты на-роду. Да и после смерти им худое житье: досталось век гореть зорями. Вот их уже немножко осталось: только три пятнышка... По девичьей примете, звезды падают не только к ветру, как говорят старые люди, а и к девичьей судьбе: в какую сторону о Святках звезда упадет, когда на нее смотрит загадывающая девушка, — в той стороне и суженый (жених) ее живет. Не мало говорят о звездах и сельские поговорки, каждая из которых не мимо молвится. Не считай звезды, а гляди под ноги: ничего не найдешь, так хоть не упадешь! — замечают рассеянному человеку-верхогляду, приговаривая: Жить живи, да решетом звезд в воде не лови!, Часты звезды, ярки звезды, да рассыпчаты: сладки речи, звонки речи, да обманчивы! и т.д. Простонародные загадки говорят о звездах в таких словах: Рассыпался горох — на тысячи дорог!, Полно корыто огурцов намыто!, Вся дорожка осыпана горошком!, Поле (небо) не меряно, овцы (звезды) не считаны, пастух (месяц) рогатый! Звезды в мифологии южных славян — серебристая накидка, украшающая голову неба. Помимо того, по ним можно определить, сколько живых душ на земле: родился человек — зажглась звезда, отдал Богу душу — и звезда закатилась, погасла. Большие и светлые звезды принадлежат сильным мира сего — князьям, царям, королям и т.д.; малые и тусклые — неудачникам и беднякам; а уж самые крохотные, еле различимые глазом — всем другим существам: домашним животным, птицам, рыбам, зверям. Если человек найдет в небесах свою звезду, то непременно умрет.Млечный Путь в народе называют Кумова Солома. Старики рассказывают, что однажды суровой голодной зимой один мужик незаметно забрел ночью на подворье к своему крестнику, натрусил соломы в огромный короб, взвалил на спину и был таков. Однако короб оказался дырявый, и утром пропажа легко нашлась по соломенному следу. Приходит обворованный к своему куму, пеняет ему: последнее, мол, дело солому втихую утаскивать у крестника. А тот клянется - божится: да не была ничего такого, в глаза не видал никакой такой соломы. Раздосадованный крестник тогда и говорит: Да пусть эта соломенная стежка горит вечным пламенем, чтоб другим не повадно было зариться на чужое добро. Загорелась солома, запылала - да и доселе горит на небе.







 


 
 



 


Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Преданья старины глубокой
« Ответ #1 : 31 Май 2009, 10:39:22 »

Шери, спасибо - очень интересно!
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #2 : 02 Июнь 2009, 05:33:16 »

Это символ столь древний, что почти невозможно установить, когда он появился. Посох, обвитый двумя змеями с крыльями или без, был атрибутом божеств в Индии и Древнем Египте, в Финикии и Шумере, в Греции, Риме и во всем Средиземноморье, в Иране и даже в доколумбовой Америке. И какое бы божество ни держало его в руках: Серапис, Асклепий или Гермес, Меркурий или Эскулап, — кадуцей всегда отражал одно и то же: принцип универсального движения.Как пишет Елена Петровна Блаватская, этот символ греки заимствовали у египтян, которым он был известен еще до Осириса, а у греков кадуцей, в свою очередь, переняли римляне. И латинское слово caduceum произошло от греческого «вестник, предвестник». Любопытно, что в греческом языке оно имеет общий корень со словом петух. А петух, как известно, великий предвестник утра и Солнца.Стержень кадуцея символически связан с древом жизни, осью мира, а змеи — с циклическим возрождением Природы, с восстановлением универсального Порядка, когда он нарушается. Змеи указывают на скрытую динамику в том, что внешне стабильно, символизируют два разнонаправленных потока (вверх и вниз), на связь неба и земли, Бога и человека (крылья на кадуцее также указывают на соединение неба и земли, духовного и материального) — все, что рождается на земле, приходит с неба и, после того как пройдет путь испытаний и страданий, обретет жизненный опыт, должно подняться к небу.
Статуя древнегреческого бога Гермеса
 Кецалькоатль, пернатый змей ацтеков, отождествляется с греческим Гермесом
О Меркурии говорится, что он своим посохом — который с тех пор считается символом мира, согласия, — разделил двух дерущихся змей. Дерущиеся змеи — это беспорядок, хаос, их необходимо разделить, то есть различить, увидеть противоположности и объединить, преодолеть их. Тогда, объединившись, они уравновесят Ось мира, и вокруг нее из Хаоса будет создан Космос, гармония. То же символическое значение имеет зодиакальный знак Близнецы, которым управляет планета Меркурий: видимая двойственность должна быть превращена в Единство. Истина едина, и, чтобы прийти к ней, нужно следовать по прямой дороге, которую символизирует ось кадуцея.
Эпиктет говорит: «Есть такая палка Гермеса, потрогай ею что хочешь. Все, что ни потрогаешь, будь это кожа, дерево или что-то еще, — все превратится в золото. Да это и верно. Приведите ко мне больного или умирающего, бедствия или трудности — все это я могу преобразить палкой Гермеса. Велик Бог, давший нам этот инструмент».
Кадуцей также символ Змеиного Огня, или Кундалини. Обвиваясь вокруг центральной оси, змеи соединяются в семи точках, их связывают с чакрами. Кундалини, Змеиный Огонь, спит в базисной чакре, а когда в результате эволюции просыпается, восходит по позвоночнику по трем путям: центральному, Шушумне, и двум боковым, которые образуют две пересекающиеся спирали, — Пингале (это правая, мужская и активная, спираль) и Иде (левая, женская и пассивная).

 
В алхимии кадуцей — это символ единства Огня и Воды, которые не уничтожают друг друга

Кадуцей говорит о власти божества, которое распространяет свою силу на того, кто обращается к нему с молитвой. Это символ Ведущего и Посвященного, Вестника, потому что недостаточно познавать и знать, столь же важно уметь передавать. В древности такими вестниками, прямыми представителями и посланниками богов были врачи, исцелявшие душу и тело человека, — они были связаны с Созидающей Силой, им были открыты все законы, которые правят Природой. Духовная прозорливость позволяла им распознавать природу болезни и подбирать наилучшее лекарство. В те времена короли и цари были одновременно жрецами и врачами.
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #3 : 02 Июнь 2009, 05:53:47 »

Повесть о Царе граде не о всем
Царь град каменной велик на три углы, стоит меж дву[мор]' Чермнаго и Белаго, кабы на стрелице; а около града 27 верст, на дву стенах у него от моря седмеры враты, а на третьей стене от поля четверга враты; пристанище карабелное против болших врат з Белаго моря. И врата поит прямо улицею до торговища на площадь, а на площади стоит столп из червлена багров, велик и высок, а под ним много чюдесных мощей, и вернии людие сказывают, что тот столп поставил царь Константинь Флавиян и святых многие мощи под тот столп положил, да под ним же 12 укрух Христовых, да Ноева секира, чем делал ковчег, да на той же столпе стоял ангел божий и держал в руце своей скипетр, хранил им Царь град. И божиим повелением за грех рода человеча приидоша турки под град и по повелению божию тот образ архангелов мощию от столпа подняся на небо, видом бысть всему народу, турки же, видьвше отступление божие, взяша град, и ныне в нем царствуют. А против того столпа храм велик во имя Софеи Премудрости божия, а служит у него Цареградъцкий патриарх; звону нет, потому что отнял Турской царь; а за храм и за службу патриарх дает великий откуп з году на год золотыми: а в ыных монастырех старцы також откупают божественное пение. И того Царя града стены стоят — едина от востоку, вторая от полудне, третьяя от западу. В восточном углу стоит монастырь Студийский от Белаго моря, а в дру¬гом угле, от Чермнаго моря, монастырь святаго Георгия, словет Маидал, против корабелнаго пристанища.

О разрушении храма святаго Георгия
Софеи Премудрости Божий патриаршеской протодьякон повода нам о чюдеса святаго Георгия, како безбожный царь Салтан по дьяволю учению хотя разорити святаго Георгия; и восхоте сотворити на том месте полату светлу, в ню восхоте бъ ходити и смотрити на море, на корабли и на торг карабелшиков, и повеле храм ломати — и абие возлезъше два турчанина да янчанин на верх к маковицам, хотя ю рушити, и абие потягнув дух южный и схвати их вихром сверху храма, и понесе их за град, в видении всем верным, и ринуша их на землю, — два же ту скончашася, а третей оживе и прииде к царю и поведа ему о себе и о них бывшее. Царь же возмутися зело и нача умышляти: «Утро пошлю войско свое все, да разбиют храм». В ту же нощ ляже царь на одре своем, и хотя усыпати, явися ему юноша, приличен воин во оружии, держа в руце своей мечь, хотяше царя усекнути и глагола царю: «Почто хощеши разорити мой дом, аще то сотворишь, на фторую нощ прииду и погублю тя». Царь же вскочи от одра своего и, пад на колену свою, прослезися: «Гос¬подине человече, како зовется имя твое?» Рече же царю святый: «Раб есми Христов, святый Георьгий!» Царь же, плачася и глаголя: «Господине Георгии! Не забуду имени твоего во веки и не двигну твоего святилища, но от своего дому воздам часть сокровища своего на украшение дому твоего! Не порини меня на землю мертва, не усеки мя, молю ти ся от среды сердца моего!» Святый же Георгий глаголя: «Востани, царю, на одр свой», — и не видим бысть. На утрии же царь повеле быти патриарху и со всем его крилосом. И прииде патриарх ко царю, царь же рече ему: «Старче, повеждь ми, в сию нощь прииде ко мне Георьгий и хотя меня усекнути мечем, и что ми воздатидар храму его?» Патриарх же рече ему: «Царю, украси храм его златом и не отъимай злата у храма его, и повеле во храме его пети Божественное пение!» Царь повеле сотворити тако: обить верх златом и к чюдному образу его приложите гривну злату и з драгим камением и з жемчюгом, и испроси от крилоса его дву иере¬ев, да не останет Божественнаго пения. И нача иереем давати свой корм по десяти денег на день, да по две чюги на год, по червьчатой да по белой чюге, по камчатой: повеле им пети и служити.
А в третьем угле стоит церковь Ляхерна; в той церкви положен бысть пояс Пречистые Богородицы. А от Лахерны с два перестре¬ла стоит монастырь великий Пандократор, а порусски Вседер¬житель, а в нем есть дцка, на ней же несли Христа ко гробу. А ризы Богородицы и доныне знать: белы, яко млеко. А в сторону от того монастыря, перестрела з два есть монастырь зовется Апоколепсисных монастырей и много мощей чюдесных.
www точкаgumfakточкаru/otech_html/drevne/triphon точкаshtml- тут можно, если интересно еще почитать.
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #4 : 02 Июнь 2009, 06:16:20 »

Нашествие монголо-татар и три века покорности и смирения. Чем отмечена эта эпоха в реальности?

Не станем отрицать по лености своей монгольское иго, но: Как только на Руси стало известно о существовании Золотой орды, туда тут же отправились молодые ребята, чтобы. . . пограбить пришедших из богатого Китая на Русь монголов. Лучше всего описаны русские набеги XIV века. В 1360 году новгородские ушкуйники с боями прошли по Волге до Камского устья, а затем взяли штурмом большой татарский город Жукотин (Джукетау близ современного города Чистополя). Захватив несметные богатства, ушкуйники вернулись назад и начали "пропивать зипуны" в городе Костроме.

С 1360 по 1375 год русские совершили восемь больших походов на среднюю Волгу, не считая малых налетов. В 1374 году новгородцы в третий раз взяли город Болгар (недалеко от Казани), затем пошли вниз и взяли сам Сарай - столицу Великого хана. В 1375 году смоленские ребята на семидесяти лодках под началом воевод Прокопа и Смолянина двинулись вниз по Волге. Уже по традиции они нанесли "визит" в города Болгар и Сарай. Причем правители Болгара, наученные горьким опытом, откупились большой данью, зато ханская столица Сарай была взята штурмом и разграблена. В 1392 году ушкуйники опять взяли Жукотин и Казань. В 1409 году воевода Анфал повел 250 ушкуев на Волгу и Каму. И вообще, Бить татар на Руси считалось не подвигом, а промыслом. За время татарского "ига" русские ходили на татар каждые 2-3 года, Сарай палили десятки раз, татарок продавали в Европу сотнями. Что делали в ответ татары? Писали жалобы! В Москву, в Новгород. Жалобы сохранились. Больше ничего "поработители" сделать не могли.

Источник информации по упомянутым походам - вы будете смеяться, но это монография татарского историка Альфреда Хасановича Халикова.
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #5 : 02 Июнь 2009, 06:19:23 »

А знаете ли вы, что именно Россия вооружала всю Европу передовым вооружением?
Ежегодно русские монастыри и литейные дворы продавали туда сотни пушек, тысячи мушкетов, холодное оружие.

Цитата из "Энциклопедии вооружений: "производителями артиллерийских орудий в 16--17 веках были не только государевы пушкарские дворы, но и монастыри.
К примеру, довольно крупное производство пушек велось в Соловецком монастыре и в Кириллово-Белозерском монастыре.
Владели пушками и весьма их успешно применяли Донские и Запорожские казаки. Первое упоминание о применении пушек запорожскими казаками относится к 1516 году.

В 19-20 веках в России и за границей сложилось мнение, что допетровская артиллерия была технически отсталой. Но вот факты: в 1646 году Тульско-Каменские заводы поставили Голландии более 600 орудий, а в 1647 году 360 орудий калибра 4,6 и 8 фунтов.
В 1675 году Тульско-Каменские заводы отгрузили за границу 116 чугунных пушек, 43 892 ядра, 2934 гранаты, 2356 мушкетных стволов, 2700 шпаг и 9687 пудов железа".

Вот вам и дикая отсталая Русь, про которую твердят в школе. Время от времени встречаются русофобы, которые утверждают, что всего выше написанного не может быть, поскольку даже высоко прогрессивные и развитые Англия и Франция научились лить чугун только в 19веке. Посетите Артиллерийский музей, в Питере, напротив Петропавловской крепости. Одна из чугунных пушек, отлитых в 1600 году, там нахально лежит на подставке для всеобщего обозрения
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Преданья старины глубокой
« Ответ #6 : 02 Июнь 2009, 08:18:31 »

Шери,  с удовольствием читаю эту тему - интересно!
Хочу немного добавить о допетровской армии, так как недавно читала книгу на эту тему:

До Петра, в 17 веке созданы воинские уставы (напр. "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки") , переводятся зарубежные труды о военном деле. Сохранялись стрелецкие войска и дворянское ополчение, и одновременно вводились "полки иноземного строя" - драгунские, рейтарские и др.
 Создается военный флот. Кроме того, у нас было свое "ноу-хау" - кочи, росийские суда, отвечающие европейским требованиям (с килем,  палубой, фальшботом, системой парусов), они могли выходить в открытое море, размерами не уступали каравеллам, на которых Колмб открыл Америку. На этих судах поморы ходили к архипелагу Шпицберген. кочи были предназначены для северных морей  (обводы судна в поперчном разрезе напоминали бочку - за счет этого, если судно затирали льда - оно просто выталкивалось наверх, не повреждаясь). (Таким же образом, кстати, было устроено судно "Фрам" Нансена). Но Петр, во время поездки на Север в 1691 г. обнаружил, что у нас делают "неправильные суда" - не такие как в Европе. Строительство кочей было прекращено, далее корабли строились по голландскому подобию.
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #7 : 02 Июнь 2009, 08:21:42 »

 Вот только и осталось гордиться историей нашей державы, великой и могучей когда-то. ^18^
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Преданья старины глубокой
« Ответ #8 : 02 Июнь 2009, 08:42:52 »

Вот вам и дикая отсталая Русь, про которую твердят в школе. Время от времени встречаются русофобы, которые утверждают, что всего выше написанного не может быть, поскольку даже высоко прогрессивные и развитые Англия и Франция научились лить чугун только в 19веке.

Я далека от "ура-патриотизма", но мне жаль людей, которые не любят и не уважают свою страну, свой город и т.д. Тем более, что в истории немало  примеров того, что во многих областях мы были ничуть не хуже т.н. "цивилизованнх" стран, а в чем-то  и лучше.  Есть конечно и недостатки, и серьезные недостатки, но о достоинствах вроде как неприлично говорить... Как сказал в интервью один английский политолог - "русофобия - это хороший тон".  Поэтому с удовольствием читаю о таких незаслуженно забытых страницах истории - они не "раскручены",  и потому новы для восприятия... еще раз спасибо Шери!
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #9 : 02 Июнь 2009, 09:06:12 »

Пжлста! =[
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Серёга

  • Посвященный
  • Подмастерье
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 178
Преданья старины глубокой
« Ответ #10 : 04 Июнь 2009, 22:49:45 »

:opanki: Многогранна, однако!.. *bra* ^5^
Записан

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #11 : 05 Июнь 2009, 02:38:24 »

 :stid: Да, что вы Сергей, ничего нового, все тоже самое.  История :opanki: это все мое многообразие.
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #12 : 10 Июнь 2009, 15:40:13 »

А теперь и в самом деле в пору горько улыбнуться. Речь у нас пойдет еще о некоторых традиционных персонажах. Вот что пишет А.Наговицын в книге "Славянская любовная магия":
"Основали Киев-град три брата: Кий, Щек, Хорив и была у них сестрица Лебядь или, по другим толкованиям, Лыбядь, Леблядь. Странно имя звучит, но давайте, разберемся. На Русском Севере до сих пор воду и плеск воды называют "бля-бля". Причем о женщинах не думают.
Слово "бля" означает "бела вода". Отсюда происходит и слово "блеск" и слово "белый". Лебедь или леблядь она еще и "светлая, блестящая". Поэтому присказочка лебядь-белая постоянно в сказках встречается.
В древности блядями именовали девиц-красавиц, невест. Только во время монголо-татарских набегов и хватали-то в полон этих красавиц первыми. Кто красу свою природную не испоганил сажей, грязью или увечьем, того и хватали, коли ноженьки не унесли от супостата. И стали этих дивчин блядей-красавиц называть нарицательно, с подтекстом блядь. Как и в Отечественную войну последнюю, если не спряталась девица, да во всей красе ворогу показалась - блядь. Так-то! Но причем тут вода, т.е. "бля-бля" и лебеди?
Лебеди - птички водные, в былинах и сказках эпитет они имеют постоянный - лебядь белая. А водица речная и озерная везде белой водой (священной) именуется. Тогда как море-то - синее. В сказаниях земли нашей о девах лебединых говорили, что особой красой и вещей силой они обладают. Олицетворяли они дождевые весенние облака, доченьками Окиян-моря считались. Могли обитать в морях, озерах, криницах. Кого любили, за того могли любую сверхъестественную задачу выполнить.
Былина есть о богатыре Михайле Потыке. Богатыря сего полюбила Авдотья Лиходеевна. Превращалась она в лебядь белую и летала себе над водами. Характер Михайлы Потыка, мужа ее, хоть и сильно героический был, но и с пьянством окаянным связанный, сбежала она, не стерпев этого от богатыря непутевого. Троекратно проверяла его, когда догонял он ее с полюбовником. Давала мужу вина заветного. Однако, не молоду жену Михайлушко хватал и не свово обидчика - млада царя, ее полюбовника, а чару с вином. И так нажирался, сердешный, что Илья Муромец с Добрыней Никитичем его еле-еле каждый раз выручить могли. Сваливал он потом на то, что вино-то сонное, чародейное. Но кто пить-то заставлял, да еще не раз и не два, а по трем кубкам подряд? Захотела бы Лебядь-Авдотьюшка, одной рюмочкой яда его бы со свету сжила, чтоб другим мужьям пить неповадно было целыми лоханями. Да нет, жалела, думала муженек образумится. Образумился. Схватил в жены сестру полюбовника Авдотьюшки, а свою женку законную, венчаную, пришиб мечом до смерти. Да еще тестюшку своего в азартную игру облапошил и до нитки обобрал в благодарность за то, что он свою дочь принцессу-красавицу за простого мужика отдал. А как врать горазд был! На пиру у князя Владимира так заврался, что и не знал, что делать дальше. А она, лебедушка, все терпела такого олуха. Дотерпелась — зарезал он ее. Отмучилась сердешная.
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #13 : 10 Июнь 2009, 15:40:43 »

Вспомянем, что еще в русских сказках о лебедушках сказано. К примеру, в сказке о Морском царе и его премудрой дочери. В этой сказке Иван-царевич отправился к царю Морскому, а у берега (видимо, по старой привычке своей за голыми девками в бане или у речки подсматривать) подсмотрел, как прилетели белы уточки-лебедушки, скинули птичьи перышки и купаться стали. Стащил он у самой красивой из них — Василисы Премудрой, птичью одежку и не отдавал, пока она не согласилась за него, охальника бестыжего, замуж пойти. Натерпелась она лиха, вытаскивая столь неожиданного суженого из передряг различных. А он, как нарочно, в них влезал со странной настойчивостью. На Руси набрасывание на себя шкуры зверя или оперения птицы, а также маски на гульбищах народных, рассматривались как способы перевоплощения в этого зверя или птицу. К примеру, кожа Царевны-Лягушки, которую ей приходилось носить до срока, и превращала царевну в лягушку. Но тут уже другой Иван-царевич постарался, проявил смекалку и удаль: кожу сжег, жену потерял и накувыркался вдоволь по горам, лесам и весям, ее бедную назад вызволяя. Скучно ему, видать, было без приключений. Чаровницы и искусницы были Бляди-Лебляди - Лебедушки белые.
С водой была связана магия ихняя, магия древняя, водная. Не случайно одна из них, набросав косточки в один рукав и капелек в другой, закружилась в танце, взмахнула левым рукавом - появилось озеро светлое, взмахнула правым — оплыли по озеру лебеди. В другой сказочке богатырша Белая Лебядь, владелица живой воды (вот она, водица-то!) и молодильных яблочек. Три братца за ее сокровищами гонялись, что там было дальше, не помню, а кончилось все, как водится, свадебкой, да почестным пиром. Вспомянем опять наших Кия, Щека и Хорива, основателей Киев-града. Видать, без сестрицы своей многоученой не обошлись бы они. Куда там! Лыбедью и речка-красавица в Киеве называется. Братья-славяне наши чехи т.е., тоже ничего путного без леблядей вещих построить не смогли. В Хронике Козьмы Пражского аж от 12 в. доводится до нас, что мудрейшей дочкой и помощницей основателя Кракова - Крака, была младшая и мудрейшая из трех сестер Либуше (Лебядь, по-нашему). Избрали ее вождем и судьей племена после смерти отца ее. Указала сия дщерь мудреная народу князя-пахаря Пшемысла и предсказала основание Златы-Праги.
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #14 : 10 Июнь 2009, 15:41:21 »

Вспомянем обряд магический, древний, и с блядями - лебедями, девушками красавицами связанный. Бояр русских с длинными до полу рукавами изображать принято. Но не боярское это обличье изначально было, а рукава длинные древние славянки носили. Водили девицы хоровод в этом наряде. Водили его в полночь, в полнолуние у озера или речки. Кружились они, рукавами, как крыльями, помахивали, песню протяжную пели. Поглядишь минут пять, зарябит в глазах, как пень трухлявый будешь (тепереча гипноз с использованием ритмических сигнальных, звуковых и видеосистем это называется, ежели не по-людски, а по ученому). А робяты — все охальники, любят за девками из-за кустов подсматривать. Что они там ночью затеяли? Может, голышом купаться начнут? А тут "как кур в ощип". Их, сердешных, остолбеневших, зачарованных, любая в своей красе убедит. Главное, что она, когда он, дурачок ей сватов пришлет, будет абсолютно ни причем, а он, гордый своим выбором, станет божиться, как давно он ее приметил и любит. А давно ли? Не с того ли танца подсмотренного? Так что, может быть, Василиса Премудрая, играя и танцуя у моря-окияна, себе жениха-то Иван-царевича и подманивала? Кто знает, на то она и премудрая. Кончались все эти танцы при луне "горьким причитанием невестушки-леблядушки об отце-матери:
Как пойдут да люди добрые,
На отхожую работушку.
Со семьями, со артелями,
Со казаками, со казачихами,
Со дочерями - белыми лебедями.
Уж как мой кормилец батюшко,
И кручинная моя матушка,
Пойдут одни-одинешеньки.
Похвальная забота о родителях, если счесть, что доченьки стремились упорхнуть от родителев поскорей, как "белые лебедушки".
Была у предков наших славян богиня Леля, богиня брака, красоты, девичества и любви. Ляля, ее зовет еще. От слова "лялька" и произошло слово "ляльник" - девичник, по-белорусски. Но об этом другой сказ. Но первый слог в словах "леблядь", "лебядь" - "ле", не от Лели-ли, "бл" - "бля" - белая, светлая, благостная, водяная, т.е. сама юная девическая любовь, но и не без хитринки, не без магии. Не за это ли еще и ополчились на нее?
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #15 : 10 Июнь 2009, 15:41:55 »

"Он видел, как из-за осоки выплывала русалка, мелькала спина и нога, выпуклая, упругая, вся созданная из блеска и трепета. Она оборотилась к нему - и вот ее лицо, с глазами светлыми, сверкающими, острыми, с пеньем, вторгавшимся в душу, уже приближалась к нему, уже была на поверхности и, задрожав сверкающим смехом, удалялась, и вот она опрокинулась на спину и облачные перси ее, матовые, как фарфор, не покрытый глазурью, просвечивали пред солнцем по краям своей белой, эластически нежной окружности. Она вся дрожит и смеется в воде..."( Н.В.Гоголь "Вий").
Если разговор о магии женской любовной, то не обойтись нам без разговора о русалочках. Это девицы такие с рыбьим хвостом, или без него, кто знает. Пиит Пушкин говаривал, что сидит эта русалка на ветвях. Но с рыбьим хвостом, вроде и несподручно по веточкам скитаться. Поэтому поговорим о том, был ли хвост рыбий у русалочек, а ежели был, то зачем, и что она на ветвях забыла. А главное — причем тут женская магия?
Вспомянем о том, что русальная неделя была с 19 по 24 июня, прямо перед купальским праздником. Девицы-красавицы браслетики снимали и рукава свои длинные распускали, в" птичек превращались". То ль в птичек, то ль в русалочек. Во время праздника танцевали плавный танец, размахивая длинными рукавами, как крыльями и пели:
На гряной неделе Русалки сидели.
Ой рано й ру!
Русалки сидели,
Сорочки просили:
Ай девочки-подружки,
Дайте сорочки.
Дайте сорочки,
Завейте веночки,
Завейте веночки
На святы духовые.
Ой рано й ру!
На духовые!
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #16 : 10 Июнь 2009, 15:46:56 »

Оказывается веночек завить надо, да и откуп, одежку, то есть, русалке подарить. А веночек-то завивали, чтобы хлопцы приветили, да и заклятие это брачное, в веночек обязательно красный любовный цветок завивали - просили богиню Лелю помочь суженного найти.
Еще за плодородие русалочки отвечали. Они росу больно любили, где пробежит, пролетит русалка - там и урожай поболе. А где плодородие, там и свадебка, и достаток, да и детишки родятся. Говорят еще стародавние люди, что и с водой, как и лебедушки, русалки связаны. Вешали им в русалочью неделю нитки, пряжу, полотенца, рубашки на ветви "плачущие", нагнутые к водице, значит. Оттого и хвост рыбий некоторым из них пригождался. С хвостом плавать веселее. Берегинями их звали еще помогали к берегу добраться. А берег-то берегом и называется потому, что спасались на нем из воды. Ай, красавицы те русалочки были! Токмо волос у них непривычный - длинный-длинный, да и зеленый к тому же.
Однако не ясно отчего так, то с крыльями русалочки, яко птицы Божия, то с хвостом рыбьим? Да вот от чего. Небушко-то славяне окияном небесным рекли, называли значит. Летали русалочки с небес на землю грешную. Все в перышках, а как переселились на океаны, реки, моря земные, они перышки поскидали, да хвостом рыбьим обзавелись. Так и поныне. Какие из них на небе остались - те с перышками, с крыльями, все порхают. А какие русалки приглядели себе для жилья речки, озера лесные - те полурыбами стали. Василиса Премудрая - Царя Морского дочка, тож русалочкой была, правда, замуж выйдя, крылышки лебяжьи припрятала до времени… Да и Царевна - Лягушка того же роду - племени. Токмо не за кажного дева небесная или морская пойдет, заслужить то надоть.
Любят русалочки музыку послушать. Да и петь мастерицы, как сирены греческие, токмо не так злы, как те нелюди. "После дождичка в четверг", говорят, и не даром. Чистый четверг, молвят, и тоже не даром. Воде земной и небесной посвящен этот день. За день этот в ответе древнеславянский бог Перун. Перун - бог грозы и дождя, а еще воинства удалого да князя справедливого. Он днем этим верховодит. Да и не только он. У девушек-красавиц своя надежа в этот день. Это - русалочки. Девицы в день этот на зорьке красной трижды в воду погружались, затем по землице сырой катались по три раза, по росе русальной целебной. Да с умом и хитростью это делали - катались с востока на запад, по ходу солнышка красного, силу его к своей красе прибавляя. А затем по углам на крышу изб взбирались, к солнышку тому поближе и весну-красну песенкой славили.
А еще говорят старики, чтоб хлебушко-кормилец уродился получше, русалкой, всю в цветах и венке, обряжали самую красивую девицу. Вели с песнями ее к полю и толкали в рожь колосистую. Она затем выбегала оттуда и ловила всех, кто под руку попадет. А они со смехом разбегались. Да и скучно русалочке одной по полю бегать. А рожь-то густая, после этого обряда становилась.
В русалиях славянских мужи велимудрые обнаруживают черты, напоминающие культ Диониса во Фракии, эвклесинских мистерий в Афинах, обряды, в которых участвовали посвященные мисты, жрецы. Танец "мечей" у германцев и танец "марутов" - богов грозы у индусов от туда же, от Русалий пошел.
Древен сей праздник и почитаем по всем городам и весям. Как мы говорили прежде, русалочки были разные. Родятся они как и Вилы (русалки южных братьев наших славян) из дождя, солнцем озаренного, от росы. Живут различно. Те, что в водоемах местечко присмотрели — в хрустальных дворцах обитают; небесные русалки - замки в облаках сварганили ("сварганить" - это небесное строительство. " Сва" - небо по древнеиндийски, оттуда и наша свадебка исток ведет, т.е. небом освященная). Но об этом другой сказ.
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #17 : 10 Июнь 2009, 15:48:15 »

Русалочки - полуденницы по ржи бегают, по полю. Польют весной дождем землю-матушку, достаток в домах земледельцев будет, но и разгневаться они могут, тогда бурю нашлют.
А еще ведомо мне, что гребень волшебный у русалочки речной имеется. Волосы свои зеленые она им украшает и расчесывает. Гребнем тем сети слишком жадных рыбаков рвет, или жернов мельничный, катаясь на нем при луне, попортить может. Что бы воду зазря не мутил. С гребнем этим и в лесу жить русалочка может, без водицы любимой. Но горе тому парню, который подсмотреть за русалкой захочет, как за девкой деревенской. Защекочет его до смерти. Тут или ноги уноси, или из белены-полыни сухой порошок ей в глаза кидай — очень она его не любит. Но если пожалеет кого русалка и полюбит, будь то хоть парень, хоть девка, и случись с ним смерть лютая, заплачет она над ним. А слезинки ее — вода живая, жизнь дарующая. Огоньки синие над могилами - это души людей. Стараниями русалок души эти на небо возносятся. Если увидит кто такой огонек, значит понесла русалка душу усопшего в сад небесный Ирий. У древних колодцев, говорят, царица русалок воду живую хранит. Любая душа не оживет, на небо не попадет без напитка этого волшебного, русалкой с небе принесенного, так-то. Не только девушки могли помощь от русалок получить, но и парней они не забывали, не оставляли без внимания. Трудное это дело для парней было. Дружина собиралась русальная, ночевали вне дома, говорить не могли, ни словечка. Зато неделю целую если в какой дом придут и вокруг больного или немочного хоровод с прыжками учинят, тот и будет здоров силой русалочьей. Да еще если веночек себе на голову, в знак уважения к русалочке, надеть не забудут.
Но девушек русалочки больше любили. Какая девица нечаянно помрет до свадьбы, той на русальную неделю могли и жизнь во плоти человеческой вернуть, правда побаивались таких оживших девиц селяне. А после недели русальной ритуальные похороны таким "русалкам" устраивали, дабы не смущали народ. Чучело их изображающее жгли или в воду бросали, в разных местах по-разному.
Побаивались все же русалок, как и женщин сведущих и сильных. А они, русалочки, и ребенка потерянного могли выходить и спасти, а если ей самой чем помогут, отблагодарит и одарит на всю жизнь, ну а если о ее младенце позаботятся, то тем паче.
А теперь вспомним лебедушек, леблядушек наших, так как русалочка и лебедью белой оборачиваться умела. Да и у Морского царя иногда доченькой бывала. Родственницы они с лебядушками. А вспомянем качели наши детские, так вот, качались на них предки наши в праздники, как русалки на ветвях, в честь благости русалками дарованной и к небу приобщение через качание то видели. Любили русалки эту забаву. Даже водные русалки на волнах качаться любили. На празднике русальном, девушки-красавицы себе женихов присматривали, да, иногда, по-нашему "грех творили" со своим суженым-ряженым. Не парни девушек на празднике этом выбирали, а девицы парней. Неделя-то девичья — русальная. Обливать водой всех подряд было принято. Хоровод вокруг колодцев водить. Коня соломенного делали, солнышко он означал. Парни носили коня этого по деревне и изображали, что он кидается на всех кто мимо проходит. К кому прикоснулся этот конь — тому и удача во всех делах будет. Стариков или увечных людей "злыми" корешками в бане парили, да в баню на крапиве несли. Пусть потерпят. Зато русалочка силу и здоровье подарит. А еще напиток священный варили из молодой травы. Варили, меняя ее три раза, медом, хмелем заправляли, изюмом сухим. На третий день разливали и к троице на стол давали. 7-8 градусов напиток тот был, а забирал не хуже иного вина крепленого, да и лечил здорово.
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #18 : 10 Июнь 2009, 15:48:39 »

А если девоньки-красавицы, женихом или суженым своим обмануты были, то знали, что делать. Шли они к роднику, или озеру лесному да плакали, жаловались на обидчика русалочке. Тому мужу или жениху солоно потом было. До сих пор чародейство есть такое: на водицу-обиду свою попенять, ды в водицу ту, дареное супостатом-то колечко и бросить. Будет тогда ему, обидчику, ох не весело. Только русалочку добрым словом помянуть надо. Лучше не зимой, а летом, весной или осенью жаловаться. Старушки говорят, что зимой русалки спят, а просыпаются на Рождество, когда "калядино коло парубки гоняют". Если погадать на речке, или попросить чего девонька у водицы проточной хочет - пусть кинет перышко в воду - пусть плывет. И просит потом, чего хочется по женской своей части. Перышко - русалочке подарок. Можно ниточки красивые на кусты повесить и песенку тихонько пропеть на радость русалке:
У ворот береза зеленая стояла,
Зелена стояла, веточкой махала,
На той на березе Русалка сидела,
Русалка сидела, рубахи просила:
" Девки-молодухи, дайте мне рубахи!
Хоть худым-худеньку, да белым-беленьку!"
А после пения три раза сказать: "Возьми, русалочка, подарочек, дай мне отдарочек". Да и высказать просьбу свою, повесив на куст или дерево лоскутки или нитки, а не жалко, то и рубашку белую. От тоски зеленой, если заела, тоже пошептать надо на водицу русалочке:
"Вода, ты вода, ключевая вода! Как смываешь ты, вода, круты берега, пенья, коренья, так смывай тоску-кручинушку с белого лица, с ретивого сердца. Будьте мои слова легки и крепки (читать надо на воду, которой умываешься)".
А еще говорят, что русалка русалкой прозывается потому, что русой река в древности именовалась, слово "русло" от речного "ло" — ложа происходит. Не отсюда ли племя русов именуется? Может предки наши понимали себя, как людей с реками связанных, с силой и магией водной, женской".
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Преданья старины глубокой
« Ответ #19 : 10 Июнь 2009, 21:03:35 »

Шери,  супер! очень интересно! :rose:
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #20 : 11 Июнь 2009, 21:45:22 »

Праздник «лельник» обычно праздновался 22 апреля, накануне Юрьева дня (Егория вешнего). Эти дни назывались также «Красной горкой», поскольку местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Ляли (Лели). Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывались приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйцо и сметана. Вокруг скамьи раскладывали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядовые песни, в которых славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка надевала на своих подруг венки. Иногда после праздника на холме разжигали костер (олелию), вокруг которого также водили хороводы и пели песни.

Показательно, что в обрядах, посвященных Лели, всегда отсутствовал мотив похорон, присутствующий в других летних праздниках, например, в Русальной неделе и Дне Ивана Купалы.

В весенней обрядности, повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц «писанок», «крашенок» - и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую архаику. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием языческих представлений.

Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился «с солью, с хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на юрьев день и лельник, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху. В этот День проводится празднование Женского Дня - Лельника. Этот Праздник, является не только русским народным аналогом 8 марта, но и своего рода продолжением Масленицы, так как это Время нового обращения к богине Леле. Исполнив Масленицу, вплоть до Лельника, Праздника - именин самой Богини, Леля пребывает в Царстве своей старшей (из трёх) Матери - богини Лады. Призывая Лелю на собственные Именины, народ встречает Лелю, которая является во всей своей красе - благодаря своей Матери, Богини Любви.
Леля до настоящего времени, не так популярна в народе именно из-за Лельника, ибо во власти этой Богини не только спонтанная любовь, но и негативное отношение к мужскому полу, что наилучшим образом служит характеристикой Девичника (Обряда на Лельник). Отсюда и христианские представления о «шабаше ведьм» и, безусловно, жертвы - со стороны любознательных проповедников новой для тех времён веры, когда попытка мужским полом (иных же проповедников у христиан не было) нарушить Девичник каралась смертью (избиением палками до смерти), ибо любопытство в этот день было признаком порабощения нечистой силой (т.е. извращенца). Во всём этом, не было какой-либо «языческой дикости», ибо это особенность Сакрального Обряда для тех женщин, у которых есть проблемы с деторождением.
Лельник - это единственный день в году, когда женщина, у которой нет детей, может обрести детородную силу - без обращения к колдунам и прочим «целителям», ибо на Девичник призывается сама Берегиня беременности - Леля. Поэтому, отсутствие мужчин является гарантом Дара Свыше. Такой же точно, но уже Мальчишник (на Мужской День), может собираться на следующий день - Ярилы Вешнего. Для женщины, у которой не было «подруг по несчастью», Обрядовость заключалась в подъёме «не свет, не заря», дабы успеть к рассвету на лесную поляну, где поднимается вешний пар от утренней росы. Именно этот пар и обладает этой чудодейственной силой - известной с незапамятных времён, росы Лели, которую поднимает луч Ярилы. В язычестве именно Ярило отвечает за детородные функции у мужчин, а Леля - соответственно у женщин.
В остальном (т.е. при отсутствии проблем с беременностью), Лельник является классическим Празднованием Рода и Рожениц - когда Мужчины всячески чествуют Женщин. И единственным жертвоприношением в угоду Богине Леле - является дарение цветов.
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #21 : 14 Июнь 2009, 03:59:28 »

На этой неделе и одна из 12 годовых колдовских пятниц, и Духов день (Троица). Следующая неделя -Русалочья. Эту неделю ещё называют русским Хэллоуином или Русалиями. Русалки появляются на берегах рек, в лесах и рощах и качаются на ветвях деревьев.Русалии - Праздник Вил и Марены, Влаги Земной, начинается с чествования предков, которых приглашают погостить в дом, разбрасывая по углам дома свежие березовые ветки.
Это день памяти и общения с водяными, луговыми и лесными навьями-русальими духами своего рода, согласно нашим преданиям русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослыми, или ушел из жизни добровольно.
Много грусти придется испытать рискнувшему полюбить эту ветреную деву вод. Она изменчива и капризна, но темпераментна и горяча, как волны ее озера в самый пик лета. Сурово чувство к влюбленному в русалку, сурова судьба к той деве, которая осмелится ответить своим хладным сердцем на клич живой души...
Давным-давно в селе одном жила пара молодых людей - паренек и девушка, такие красивые да ладные, что поискать в округе лучше, да не сыщешь. Юноша Свиреп был статен, богат и смел, его родители гордились таким сыном, и правда был он самым-самым во всем околотке. А его - все так говорили - возлюбленная Дана очаровывала синевой улыбчивых глаз и самыми длинными, чернющими волосами. Говорили, ведьма одарила Дану красотой, не устоять было перед чарами этой девицы. Да только играла, как кошка с мышкой, Дана Свирепом. То молодые частенько вместе танцевали на закате на зависть другим, похлеще иных, погорячее целовали друг друга, не жалели чувств. То Дана гнала от себя парня, нещадно обзывая и насмехаясь. Жестокая была она и своенравная красавица.
Но вот однажды весной, когда наступила Русалья неделя, одолела вдруг Свирепа тоска. Перестал он обращать внимание на черноволосую красавицу, которая только сейчас почувствовала, как любовь стиснула грудь. Уж и плакала, умоляла она Свирепа, да все без толку. Дана все ходила рядом, чувствовала беду, в глаза милому заглядывала и искала причины. Бессмысленные слова срывались с уст задумчивого юноши, пустым взором он шарил по кромке леса.
- Довела парня, - говаривали в селе, осуждающе глядя в след горюющей Дане и задумчивому Свирепу. Поговаривать стали, что полоумным он стал. Но не тут-то было. Пошел однажды юноша ночью в лес, на зов, что расслышал лишь сейчас - тонкий, притягательный. Манил его так сильно, что не было сил сопротивляться. И только когда пришел Свиреп к озеру, что в глубине леса, понял он, что звало его и с ума сводило. Светловолосая дева, красивая, как серебряный лик луны в темных, бархатных небесах, танцевала на берегу и пела чарующим голосом. Звала... Тоскующе протянув руки к юноше, девушка позвала волшебным голосом:
- Здравствуй, милый мой, любимый! Я так ждала тебя, так долго звала! Обними же меня, прижми к груди твоей трепещущую возлюбленную, согрей теплом своего живого и такого родного сердца!
Как зачарованный, Свиреп обнял девицу, поцеловал уста... Закружилась его голова, словно мир завертелся с отчаянной быстротой, лишь синие глаза незнакомки удерживали его на грани от безумия. Утром он проснулся в кровати, а воспоминания жгли его грудь. Красавица, любимая... И на следующую ночь отправился к озеру. Там дева его снова встретила и одарила лаской и любовью. Счастлив Свиреп, словно заново жизнь обрел. Спокоен он. Но еще пуще загоревала его бывшая покинутая жестокая возлюбленная. Горько лила слезы Дана, видя, как закрыл от нее свое сердце любимый. Не желая больше терзаться такими муками, пошла девица к колдунье...
- Ходит твой к русалке... - прошамкала с порога старуха, завидя Дану. - Влюбился, чарам черным поддался...
Сжала, как безумица, голову в тоске девушка, решив, что никогда не полюбит ее теперь Свиреп.
- Да не кручинься. Помогу твоему горю. Пойди в полночь за своим ненаглядным, и как только ляжет он со своей русалкой, сном забудется, укради ее одежду. Сожги. Никуда не денется без нее эта чертовка. А на рассвете к концу Русальей недели и вовсе сгинет. Свиреп ее забудет и к тебе вернется...
Так и сделала Дана. Пришла на берег и, с гневом глядя, как упоен Свиреп, как безмятежен во сне с русалкой, украла белое платье соперницы. Домой вернулась и сожгла. Торжество ее душу охватило, вот-вот любимый снова вспомнит о ней. Да только ведьма не все рассказала Дане...
Русалка почувствовала скорую смерть. Не могла она вернуться в глубины вод без своих одежд. Какой пришла, такой и возвратиться должна была на дно озерное. Слезы были в ее глазах, думал Свиреп, от тоски прощальной... Думал увидеть ее снова, ушел от нее радостный. Ни слова не сказала ему русалка о гибели своей скорой. В тот день все село слышало красивую печальную песню, которую пел незнакомый женский голос перед самым рассветом. И так затрепетало от этого сердце юноши, что бездумно бросившись на берег, утопился, догадавшись... так прощалась с ним его возлюбленная, одарившая его изголодавшуюся по нежности душу горячим и бескорыстным чувством. А Дана еще немало слез пролила, да только наградой было ей лишь вот что...
С гневом вернулась девушка к колдунье, желая обвинить ее во всем. Но нашла ту при смерти... Ведьма лежала на смертном одре и жалобно глядела на Дану.
- Подай, деточка, мне ковшик воды...
Не смогла отказать ей девица. Набрала воды и дала напиться. А ведьма ей ковшик обратно подает. Взяла Дана и лишь потом поняла, что сделала. Не бери ничего из рук умирающей колдуньи. Умерла ведьма, передав дар грешной красавице. Схватила помело Дана, в ступу, что в углу стояла, вскочила и помчалась в небо. Не хочет этого - но сила ведьмаческая сильнее! Больше ее никто не видел. Так люди сказывают...
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Преданья старины глубокой
« Ответ #22 : 15 Июнь 2009, 08:44:14 »

 *bra* *bra* *bra* :rose: :rose: :rose:
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #23 : 20 Июнь 2009, 04:16:13 »

Еще за год до зачатия ребенка обращались супруги к Богам и предкам своим, чтобы позвать душу будущего ребенка. И освещали родители путь ей в Явь обрядами православными за 40 дней до зачатия, за девять и за три дня.
Готовилась Цвитана еще с ранней весны к священному обряду. Еду варила особенную, чтобы много зелени было. Каждое утро до восхода Солнца выбегала на гору, чтобы вне избы быть, и Дажбогу Ясному молитву справляла. Даже, бывало, расплакивалась, будто ребенок от счастья какого-то непостижимого. И Солнышко, тогда как-будто особенно так улыбается, согревая душу по-отечески. А вечером звала Велеса, чтобы сон ее стерег и оберегал от беды всякой. Когда наступило утро перед Купалой, собрала Ведунья женщин и девушек, которые ребенка родить хотели, и повела на Бабу - гору высокую, что в лесу пряталась. Издавна так ее называли, и травы таи особенно пахли. Были женщины, которые долго зачать ребеночка не могли, были те, которые по неволе девственность потеряли, а еще были такие как Цвитана, что звали первенца из рода своего.
Весной готовились девушки и женщины к большому действию - Ладовыми Росами называли их женщины. За три месяца до Купалы приходили женщины к Волхвине и та смотрела их судьбы - кому можно Ладовы Росы проходить, а кому нет. Давала советы всякие, как лучше тело и душу к обряду готовить. Только Волхвини могли проводить священный обряд. Ибо нужен был дух сильный и связь с Богами крепкая, иначе и обрядодейка и женщина могли не только потерять здоровье, но и карну свою загубить. Все женщины праздновали, но не все на гору Бабью ходили: только те, которые нуждались. Девушки те и женщины ежедневно Богов восславляли по-особенному, чтобы те их в поле зрения своего держали и, когда время наступит, в помощи стали. И еда их была особенна: ни мяса, ни жира потреблять не должны были, только зерно всякое и каши, чтобы естество к зарождению готовилось.
Снимала Волхвиня с девушек, которые девичество утратили, печать мужа того, который первым был и не женился. Но не всегда это позволяла Богиня Карна делать. Ежели Карна крыльями вокруг девушки извивается и тоскливую песню поет, отправляет ее Волхвиня домой. Значит, сама виновна в том, что случилось, и выводов верных из содеянного не сделала. Нелегкий обряд был по снятию духа и образа нелюбимого. От самой девушки зависело много, Волхвиня же помогала чарами и силой своей, и только в тяжелых случаях звала Богинь родных, если тот мужчина не Руськой крови был и тяжелый род имел, что стремился любой ценой в Явь прийти. Не раз девушка после обряда месяц с лавы не вставала, больной была. Это дух чужой, оторванный от ее лона, отходил тяжело и тянул за собой жизненные силы девушки. Но только месяц новый наступал, здоровье к ней возвращалось.
Когда наступало время, каждая мать рассказывала дочке своей о чистоте рода, объясняла, насколько важно нетронутой быть, когда впервые на священное супружеское ложе лечь должна с мужем своим. Сию науку девушкам говорили после Лельника.
Были женщины, которые не могли детей зачать и выносить их. К таким Волхвиня Богинь призывала и слушала, что скажут они ей. Одним помогали настои травяные, других водила в мир потусторонний к предкам, чтобы позволили ей ребенка родить. А бывало, что беду великую в жизни прошлой женщина наделала, Карну сильно утяжелила, и не позволили ей Боги детей в жизни этой иметь. Тогда умирала бесплодной, не оставляя следа на земле по роду своему. И мужчина имел право покинуть такую женщину. Если же одумалась и исправила долю свою трудом над собой, то Боги дарили ей ребенка независимо от возраста ее.
А еще были женщины, которые звали первенцев или детей, которых род их требовал. К таким Волхвиня особенно относилась, брала на гору еще задолго до восхода Солнца. И заговаривала их, и к Богам в Правь ходила, и роды человеческие проглядывала, чтобы отыскать того, кто в Яве больше всего нужен. А как находила, то вместе с Долей нить жизни его в Яву притягивала. И когда время наступало, Матушка Лада зажигала душу ту в лоне женском, и начинала новая жизнь биться.
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • Аватар
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Преданья старины глубокой
« Ответ #24 : 20 Июнь 2009, 04:17:03 »

Темнота словно марево пробивалась сквозь оконное стекло, как вдруг в окно постучали. „Вставай, Цвитана, а ну-ка, дочка, зарю проспишь, которая в помощь нам идет ", - спокойным, но слышным голосом молвила Ведунка. Как будто птичка сорвалась молодка с кровати. „Дай поцелую ", - обнимая, молвил ей муж. "Гордан, любимый, спешу. Слышишь, баба Славуня кличет. И ты вставай, в рощу иди, к дубу заветному ". Любимая моя, - нежно еще раз прижал Гордан жену к грудям своим, - пусть Боги в помощи нам станут ". Серело, когда две женщины пришли на Бабью гору. „Ты все сделала как я велела?" „ Да, бабушка, " -ответила Цвитана. „ Ну что же, пусть Боги нам станут в помощь ".
Потом, вспоминая, что происходило на горе, Цвитана помнила только, как всходило Солнце и она, сбросив белую, словно снег рубашку, купалась в росе. Высокие травы, наполненные соком и небесными слезами, омывали молодое тело, которое, как губка,
впитывало вместе с солнечным лучом нектарблагоухающих трав. Или от бабьегоузвара, или от купели Цвитана бредила впервые в своей жизни. Ее сердце еще никогда так не любило эту Землю. Казалось, Лада и Макоша стоячи рядом, нежно улыбаясь своему любимому ребенку, а она, словно пчелка, пила нектар родной земли, воспевая Богов и благодаря их за свое рождение и сотворение мира, в котором живет. Еще мгновение - и она, как-будто снежинка, растаяла в безграничной любви. " Мамо, мамо, " - послышачось ей где-то совсем рядом. Она оглянулась и замерла: в траве стояла маленькая девочка лет пяти и звала ее -Цвитану. ,, Мамо, почему Вы не отзываетесь, мо не слышите? Я уже заждалась Вас, все зову,зову"... Белокурая девочка кулачком вытерла увлажненные глаза. Цвитана поднялась из травы: „Как тебя звать, дитятко? " Маленькое создание подняло изумрудные глаза: „ Когда-то Вы звали меня Ясной, Рогнедою. Какое имя в этот раз дадите? "
Цвитана начинала понимать, что эта девушка -ее будущая дочка. „А какое ты хочешь? " Девочка улыбнулась. Цвитана потянулась прижать ее, а та, словно малый котенок, запутывая ноги в траве пошла на встречу, и где-то посредине дороги остановилась. "Мне уже время идти, но я еще приду к вам ". Вдруг все исчезло, как и появилось, остались лишь ощущение и привкус или материнства, или маминой нежности. "Ясна, - шептала Цвитана, - Рогнеда "...
Заканчивались Ладины Росы где-то под вечер. До той поры община у рощи праздновала Купалу. Молодок и девушек, которые были на Бабе, никто видеть не мог, и общаться им было запрещено, лишь Богов воспевать и воду непочатую из трех источников пить могли. В такие праздники приходил в село на праздник Волхв. К нему в лес старейшины еще с вечера посылали самого уважаемого среди всех. Приглашали его святое деяние провести, повенчать огонь с водой и пары соединить, чтобы род счастливо множился.
Уже когда заметно смерклось, к священному очагу Волхвиня подводила девушек и женщин, которые в сию ночь детей у Богов звали, и становились они с левой стороны от Волхва.
У рощи было людно, огонь полыхал так ярко, как-будто хотел собой осветить всю землю, охваченную темной ночью. Цвитана, как и другие женщины, одета в белую длинную рубаху, заправленную в плахту, держала в руках венок. Это необычный венок: туда подобраны травы особенные, сорванные после длинных заговоров. Женщины стали позади Волхва, на другой стороне собрались мужи. „Все есть, Славуня?" -громко кликнул Волхв. „Да, все, можно начинать ".
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»
Страницы: [1] 2 3 ... 5  Все   Вверх
 

Яндекс.Метрика