Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1] 2 3 ... 5  Все   Вниз

Автор Тема: Серебристый Новый год 2011!  (Прочитано 7374 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Серебристый Новый год 2011!
« : 22 Ноябрь 2010, 20:55:27 »






Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
С Новым годом!!!!
« Ответ #1 : 22 Ноябрь 2010, 21:03:23 »

"Большая рождественская ёлка была увешана множеством золотых и серебряных яблок. Засахаренный миндаль, красочные конфеты и другие чудные сласти свисали с каждой ветки, будто бутоны или цветы." - Так немецкий писатель Э. Т. А. Гофман описывал рождественскую ёлку в своей сказке "Щелкунчик и Мышиный Король", написанной в 1816г. Тогда обычай наряжать ёлку к Рождеству только входил в моду.В конце средних веков жители Европы украшали свои жилища вечнозелёными ветвями, несмотря на то что "порча леса путём обрубания ветвей" неоднократно запрещалась властями. А церковь считала обычай приносить в дом пучки веток, которые, как думали, распугивают демонов на святки (между Рождеством и Богоявлением), языческой привычкой. Но рождественская ёлка, в которой верующие видели также райское древо, становилась всё более популярной.
              Сперва ёлочные украшения были только съедобными: яйца и вафли качались на ветках рядом с фруктами, сладостями и орехами. Начиная с XVII века стали изготавливать более нарядные украшения: золотили еловые шишки, пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем чеканной латуни. Тут были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты. Из листов латуни возникали ёлочные феи.Оловянные проволочки можно было сворачивать, закручивать спиралями, складывать или расплющивать, получая серебряную мишуру. Серебряная фольга шла на изящные звёздочки, бабочки и цветы. В 1848г.  В местечке Лауша в Тюрингии были сделаны первые ёлочные шары. Они были изготовлены из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, а снаружи были разукрашены блёстками. Мода менялась, надо было придумывать новые изделия, и рождественские украшения обещали стать прибыльным делом.
              Когда в 1867 году в Лауше открылся газовый завод, ремесленники, пользуясь легко настраивающимися газовыми горелками с пламенем очень высокой температуры, смогли выдувать большие тонкостенные шары. Вскоре вредное для здоровья свинцовое отражающее покрытие заменил слой нитрата серебра - так родился знакомый сегодня всем ёлочный шар.
              Фантазия стеклодувов не знала предела: они делали птичек, дедов морозов и виноградные гроздья в керамических формах, а также всевозможные штучки - кому что в голову придёт: кувшинчики, хрупкие амфоры и дудочки, в которые даже можно было дудеть. Женщины и дети раскрашивали изделия мастеров золотой и серебряной пылью.
На протяжении десятилетий Лауша сохраняла свои позиции главного мирового производителя ёлочных украшений. В 20-х годах двадцатого столетия к этому промыслу подключились богемский городок Яблонец и японцы, в следующем столетии к ним присоединились Польша и США.
               В это, наверное, трудно поверить, но украшения рождественских ёлок менялись в зависимости от моды. Яркая, вся в игрушках новогодняя ёлка, столь популярная до 1900 года, на рубеже столетий стала считаться признаком дурного вкуса, и её вытеснила строгая "стильная" ёлка в серебристо-белых тонах. Позже вновь вернулась тенденция наряжать ёлку просто: соломенными звёздочками и фигурками из бумаги и картона.
Вначале такие фигурки вырезали дома, но потом здесь возникла своя промышленность. Фабрики в Дрездене и его окрестностях, а также в Лейпциге специализировались на неглубоком тиснении золочёного и серебряного картона для фигурок, которые казались сделанными из металлических листов. Особым разнообразием славились игрушки из Дрездена, раскрашенные от руки рабочими-надомниками. Здесь делали всевозможные музыкальные инструменты, всякие технические предметы - прялки, экипажи, запряжённые лошадьми, колесные пароходики, дирижабли - и разумеется, зверушек. Лягушки, аисты, фазаны, медведи и слоны - все находили место на ветвях рождественских ёлок. Деревянные ёлочные украшения относятся в основном к двадцатому столетию: например, красочные ангелочки и тонкие резные игрушки.
               В наши дни редко в каком доме на встретишь под Новый год пышной, украшенной ёлочки. Ведь лишь когда ёлка засияет своим праздничным убором, мы действительно чувствуем: Рождество пришло  







Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
С Новым годом!!!!
« Ответ #2 : 22 Ноябрь 2010, 21:04:08 »


Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
С Новым годом!!!!
« Ответ #3 : 22 Ноябрь 2010, 21:07:19 »

Особый интерес к гаданиям славян связан с пристальным изучением истории культуры, где магические действия и гадания были неотъемлемой и естественной частью бытия наших предков. Особенности ритуала гадания открывают возможности для понимания мировидения славян и оценки ими своей жизни и деятельности. Изучая старину, человек одновременно лучше постигает особенности не только современной ему культуры, но и самого себя, живущего в окружении составляющих частей культуры и созидающего их. Освоение методик гаданий позволяет разобраться не только в прошедшем, но и в будущем, когда иной раз желаемое выдается за действительное, а теория и учения превращаются в догмы.
Гадания, толкования фактов, снов и предсказания событий были неразрывно связаны с самой обыденной жизнью: в поверьях и суеверьях, в обрядах и ритуалах, в языке и терминах повседневного общения. Упорядоченность, гармония мира и отношений между людьми приписывалась деятельности неких высших существ, стихий, богов и покровителей. В религиях идея Бога согласуется с представлениями о сверхъестественном мире, о мессии-посреднике между Богом и людьми, о бессмертии души. В понятиях наших предков — славян боги и покровители не доводились до противопоставления людям. Да, высшие существа могут влиять на судьбы людей, но и люди ритуальными действиями способны направить волю покровителей так, чтобы исполнилось задуманное. «Естественные» природные боги и их помощники составляли обыденное окружение людей. Языческие культы, празднества, обряды не являлись служением богам в религиозном смысле. Праздничное поведение, тайные и магические действия всегда были согласованы с назначением божества-покровителя, но само божество иногда оказывалось на периферии ритуальных действий. После выполнения всех этапов «сценария» гаданий люди старались очиститься, вернуться к прежнему образу жизни. Так, после зимних святок — периода, традиционно связанного с гаданиями и предсказаниями, «бесовскими» игрищами и ряженьем, всегда чистились огнем и водой: жгли костры, купались в проруби, омывались в бане.
Славяне и их предки лично себя и сообщество близких ему людей, будь то племя, семья, односельчане, родные, всегда осмысляли и переживали в неразрывной связи с природными явлениями и циклами. И наоборот, в своем сознании человек переносил на природу особенности коллективной жизни, приобретенные человеческие качества, формы своего тела. Естественным было и представление о множестве животворящих и мертвящих сил, которые сосуществуют и противоборствуют в окружающем мире. Понятие оживотворения наиболее точно передает специфику мифологического миропонимания.


Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
С Новым годом!!!!
« Ответ #4 : 22 Ноябрь 2010, 21:07:55 »


Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
С Новым годом!!!!
« Ответ #5 : 22 Ноябрь 2010, 21:08:27 »

Оживотворение природы происходило в процессе развития практической деятельности человека. Оживотворялась не вся природа, а та ее часть, которая была вовлечена в хозяйственную деятельность. Жизнь и труд человека зависел от сосуществования и противоборства животворящих и мертвящих сил. Разделение их на «добрые» и «злые» произошло уже под воздействием религии, в которой Добро и Зло изначально противопоставлены друг другу.
В понимании действия гадания можно выделить несколько основных этапов: от почитания безликих «живых» сил к персонификации и обожествлению. Первоначально люди почитали сами стихии и предметы природы: солнце, дождь, ветер, деревья, камни... Столь же уважительно славяне всегда относились к своим предкам. Б случае необходимости они обращались за помощью и поддержкой к стихиям и пращурам, а также и к покровителям небесного, земного и подземного мира. Затем появились уже более конкретные персонажи, воплощающие стихии мироздания, календарные сроки, «труды и дни» человека, его судьбу, психические состояния, болезни: Авсень, Масленица, Домовой, Банник, Полевик, Доля, Пихорадки и др.
Подобную символическую и мифологическую основу имели все разновидности обрядов, свадеб, похорон, а также заговоров, знахарских действий, направленных на оздоровление (возрождение) человека и на его порчу (умирание), и конечно способы всевозможных гаданий. Заметим, что свадебные плачи, звучащие до венчания, свидетельствовали об умирании невесты для прошлой девической жизни. После венчания, или рождения в качестве жены, хозяйки, будущей матери, ритуального плача не было. Начиналась новая жизнь, счастливая.
Вообще под гаданием понимали совокупность ритуально обставленных действий, направленных на то, чтобы узнать будущее, прояснить, как благотворные и мертвящие силы относятся к человеку и его жизненному пути. Древнейшие сроки гаданий относились к периодам молений о дожде, к брачной поре, а позднее стали приурочиваться к зимним и зеленым святкам, к празднику Купаны. Но в разных местностях гаданием занимались также и в другие сроки. Особенно действенным считалось гадание под Новый год.




Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
С Новым годом!!!!
« Ответ #6 : 22 Ноябрь 2010, 21:10:03 »


Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
С Новым годом!!!!
« Ответ #7 : 22 Ноябрь 2010, 21:10:28 »

Для гадания выбирали почетные места в доме: печь, порог. А когда для гадания привлекали нечистую силу, то старались уединиться на перекрестках дорог, в бане, овине, хлеву, в необитаемых сараях. Гадание в этих местах считалось опасным, и сохранилось много рассказов об их трагическом исходе.
Специальный разряд массовых гаданий составляли подблюдные, сопровождаемые короткими (от одной до десяти строк) песнями.
Гадали по расплавленному олову или воску. Их выливали в воду, а по застывшим формам судили о будущем. Гадали с помощью петуха. Для этого раскладывали на столе крупу, кусочки хлеба, ножницы, золу, уголь, ставили миску с водой. Если петух клевал крупу или хлеб, то суженый будет из богатой семьи, если ножницы — то портной, а если будет клевать уголь, то девушка не выйдет замуж. Б зимние святки применялись и другие виды гаданий: девушка ставила две свечи и зеркало, садилась перед ними, чтобы увидеть жениха; бросала башмачок за ворота: куда ляжет носком, в той стороне живет суженый; в бане ставили два прибора, и в полночь девушка ждала своего избранника к ужину—он должен был явиться зримым образом; клали гребень под подушку, когда неведомый суженый явится ночью и будет причесываться, то оставит на нем волосы. Особые разряды составляли гадания по поведению животных, по крику и полету птиц, по случайно услышанным отрывкам фраз.
С помощью гадания мы можем прикоснуться к бесценному опыту многих поколений и вполне возможно заглянуть в свое будущее.
А почему бы и нет?

Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
С Новым годом!!!!Поздравления.
« Ответ #8 : 01 Декабрь 2010, 09:33:40 »

МАГИЯ ЗИМЫ

Год идет по кругу. Весна сменяет зиму, за летом следует осень, и неизбежно снова приходит зимаГ Когда начинается год? Во всем мире сегодня Новый год начинается с 1 января. По восточному календарю год начинается вместе с весной в февральское новолуние. Астрономы и земледельцы за начало года принимают весеннее равноденствие. Для учащихся и студентов это осень, после летних каникул. Славяне же в давние времена за начало года считали зимний солнцеворот, когда день начинает прибывать и природа к лету лицом поворачивается. В старину Солнце звали Коло, ведь оно ходит светящимся колесом по небесной колее, около, вокруг Земли. Солнцеворот — Коловорот.
Прошла самая длинная ночь, и день помаленечку начал прибывать. По свидетельству бытописателей старины звонарный староста московского Успенского собора в день зимнего солнцеворота из года в год представал «пред светлые очи государевы», смиренно бил царю челом и докладывал про то, что «отсель возврат солнца с зимы на лето, день прибывает, а ночь умаляется». За это царь-государь жаловал старосту за его радостную для всей Земли Русской весть деньгами.
Собирались в этот день древние русичи на возвышенных (ближних к небу) местах и приветствовали всеобщим ликованием появление на небесном своде Красна солнышка. Радуясь победе света над силами тьмы, разжигали они в честь Дажьбога — Солнца костры и скатывали с гор горящие колеса, приговаривая: «Колесо гори-катись, с весной красною вернись!"
Декабрь — время Рождественского поста. Стужай-лом называли это время славяне. Вечерами собиралась на посиделки, на вечерки деревенская молодежь. И эти собрания были строги по характеру, на них не только пляски, но и песни веселые были запрещены. Но когда наметало горы снега и день выдавался морозным и солнечным, парни и девушки устраивали на улицах катания в санях. «Солнце на лето, зима — на мороз».
Чтобы узнать, какая будет зима, торжественно разжигали костер, лепили из снега трех снеговиков. Все это сопровождали играми и песнями. Когда огонь разгорался особенно сильно, бросали снежных баб в костер и наблюдали: если огонь быстро загаснет от растопляемого снега, то зима будет богата ясными днями; если же костер будет еще долго тлеть-дымиться, то жди буранов-метелей да жестоких морозов.
Современный Новый год приходится как раз на макушку праздника зимнего Солнцеворота. Он несет в себе некоторые черты традиционной обрядности: богато накрытый стол, подарки, маски, гадания на желания. В доме зажигают печь, камин или свечи, чтобы огнем помочь нарождающемуся Солнцу.
Вообще огонь как символ присутствует во всех обрядовых, ритуальных и магических действиях наших предков.

Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
С Новым годом!!!!Поздравления.
« Ответ #9 : 01 Декабрь 2010, 09:34:58 »

Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
С Новым годом!!!!Поздравления.
« Ответ #10 : 01 Декабрь 2010, 09:36:06 »

Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
С Новым годом!!!!Поздравления.
« Ответ #11 : 01 Декабрь 2010, 09:36:55 »

Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Серебристый Новый год!Поздравления 2011.
« Ответ #12 : 05 Декабрь 2010, 09:09:28 »

Сила огня

По понятиям славян Огонь — одна из «чистых» стихий мироздания наряду с Водой. Вода считалась сестрой или женой Огня, но и его соперницей. Однажды, когда Огонь и Вода долго спорили и Вода начала побеждать, Огонь укрылся от нее в кремень, из которого люди и стали его высекать. В мифологии различали «небесный огонь» (молнию), который производит громовержец и «живой огонь», добываемый человеком. С небесным огнем соотносили Сварога (или Сва-рожича). В русских народных сказках царь Огонь — одно из персонифицированных имен грома. Он муж Молоньи (Маланьицы) и действует подобно мифичес-' ким персонажам Грому и Перуну, преследуя Змиулана (Змея Горыныча). Небесные светила тоже соотносились с Огнем: Солнце означало горение, Месяц и звезды возжигаются вечером (рождаются) и гаснут утром (умирают). Небесный огонь считался негасимым водой, от которой он якобы сильнее разгорается. Поэтому пожары от молнии рекомендовалось тушить молоком от черной коровы или хлебным квасом. В этом обычае запечатлены два вида жертв Огня: животная (молоко коровы) и растительная (хлебный квас). «Живому» огню приписывалась целебная, очистительная сила. Он пожирает «нечистое» (слова «гореть» и «жрать», «жарать», т. е. поедать жертву, тождественны).
Огонь уважали, но и боялись его, старались не разгневать, не оскорбить. Запрещалось плевать в Огонь, бросать в него нечистоты, затаптывать ногами. Нарушающего эти запреты Огонь мог наказать пожаром или болезнью под названием «летучий огонь» (в виде красной сыпи на лице). Огонь — стал символом богатства и изобилия. Отдача или погашение Огня в доме являлись знаками перехода благополучия к другим. Б новый дом Огонь переносили из старого в горшке, наполненном горячими углями.
Существует понятие «Живой огонь», огонь, который с мифологической точки зрения сопоставим с силой и значимостью небесного огня. Живой огонь добывали три раза в году в ритуальных целях (в зимнее солнцестояние и начало «разгорания» солнца, в весеннее равноденствие и древнюю масленицу, в летний солнцеворот и праздник Купалы) посредством трения деревянных чурок. Известны случаи возжжения живого огня вдень Перуна и в старый Новый год — 1 сентября. Его разносили по домам, использовали в народной медицине.
Бремя зимнего Солнцеворота в народе прозвали Корочуном — ведь это самые короткие дни. После него хоть на воробьиный скок, да прибудет денек. Прибавка света означает, что на смену дряхлеющему году заступает во всем величии Новый год и начинается новый природный и земледельческий цикл в северном полушарии Земли. Приходит Коляда — маленький Коло, юное нарождающееся Солнце, несущее свет, тепло и радость. Это ли не повод для праздника? А любой праздник начинается с подготовки. Дней за 10—12 до праздника обычно начинают поститься. Разумные ограничения в еде дают здоровье телу и ясность мысли. В это время нужно доделать намеченные на уходящий год дела, вернуть долги, помириться с теми, с кем в ссоре, простить обидчиков. Накануне праздника делается большая уборка. Сухой мусор, а также старые, пришедшие в негодность вещи, собираются для очистительного костра.
Сначала надо с почестями и уважением проводить старый год. Даже если он был трудный и неприятный. Чья вина, что Вам не везло в этом году? Если же год был удачным, то тем более ему следует воздать хвалу, а также помянуть предков.
На закате солнца хозяйка покрывает стол чистой скатертью, а хозяин ставит рядом необмолоченный сноп ржи или пшеницы — дедуху. Может быть и не сноп — несколько волосков, сорванных в поле летом. Б духовке готовится каша, затертая из злаков и гороха, сдобренная конопляным маслом и медом.
Вечер накануне современного Нового года известен в северно-западной Руси как Жирная кутья или Щедру-ха из-за щедрого угощения, в которое входило мясо и жирные блюда. Хозяйка приготавливает к этому вечеру как можно более пирогов и кнышей, складывает их в одну кучу на стол, а хозяин садится за выложенными на столе пирогами, на покуте. Затем входят домочадцы и, делая вид, что нет отца, спрашивают: «Где же наш батько?». «Неужто вы меня не видите?» — обращается к ним отец. «Нет, не видим, батя!» — отвечают дети. «Дай же Бог, чтоб и впредь вы меня за пирогами не увидели», — восклицает хозяин дома, желая, чтобы и в будущем году было изобилие в яствах.

Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Серебристый Новый год!Поздравления 2011.
« Ответ #13 : 05 Декабрь 2010, 09:09:47 »


Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Серебристый Новый год!Поздравления 2011.
« Ответ #14 : 05 Декабрь 2010, 09:10:17 »

Этот старинный обычай восходит, по-видимому, к еще более древнему обряду, совершавшемуся некогда на основе Руяне, в городе поморских славян Арконе, в канун праздника Святовита. Здесь приготавливали огромный медовый пирог — величиною почти в рост человека. Жрец становился за этим пирогом и спрашивал у народа: видят ли его? А затем желал всем, чтобы будущий год был еще плодороднее, а праздничный пирог еще больше.
Очень важно, кто придет на Новый год в гости. Гость в доме — Бог в доме. Считается, что от первого рождественского гостя зависит счастье и благополучие хозяина и его домочадцев на весь год. И вообще, как встретишь Новый год, таким он и будет.
Все славянские племена праздновали с незапамятных времен Новый год. У чехов, сербов и болгар ходите по коледе означало поздравлять с Новым годом; у словаков коледовать означало благословлять в Новый год; у задунайских славян копедою именовался подарок в Новый год. У поляков все сословия принимали участие во взаимном поздравлении и отдаривании, и это называлось коленда.
В России коляды две: одна перед Новым годом — Басильевская,- вторая перед Богоявлением — Крещенская. Первая еще известна под именем богатой, а вторая — постной. Канун Нового года в России еще назывался и Васильев вечер, в который провожали старый год со всевозможным весельем, чтобы Новый год был счастливым.
Кто не провожает старого и не встречает Нового года с особой радостью? Иному прошлый год был несчастлив, но и тот его провожает в надежде найти в новом году счастье для себя. Другой радовался и наслаждался всеми земными благами и встречает Новый год с трепетным волнением: таков ли он будет для него и теперь? Все чувства заняты тревожными ожиданиями. Ну, как тут не погадать?!
Ряженые, рождественские игры, гадания, песни — нет такого другого праздника, где бы так причудливо переплелись традиции народные и христианские.
Раньше эти рождественские праздники торжественно освещались благочестивыми делами. Государи освобождали народ от разных недоимок, уменьшали подати, выпускали преступников из темниц. Пастыри наставляли святить праздники Господни богоугодными приношениями. Эти дни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли Святками, или Святыми. Народ же обратил их в свои забавы.
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Серебристый Новый год!Поздравления 2011.
« Ответ #15 : 05 Декабрь 2010, 09:10:35 »


Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Серебристый Новый год!Поздравления 2011.
« Ответ #16 : 05 Декабрь 2010, 09:11:10 »

26 декабря на Руси начинались гадания и переря-живания.

Васильев вечер

Васильев вечер для русских девиц был очень важным днем. Он приходился на восьмой день Святок, когда святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки думали, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбываются и что бы ни вышло по гаданию в этот вечер, то обязательно случится.
Б Васильев вечер варили каши, засевали зерно, ходили по домам.
Варение каши совершалось до рассвета. Старшая в доме женщина в два часа ночи приносила из амбара крупу, Старший мужчина приносил воды из реки или колодца. Крупа и вода должны были стоять на столе до тех пор, пока не истопится печь. К ним никто не имел права прикасаться, в противном случае могла случиться беда. Когда нужно было затирать крупу, все семейство садилось за стол, а старшая женщина, причитая, размешивала ее со словами: «Сеяли, растили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжий пир пировать; поехала греча во Царь-град побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к ним гостевать». Затем кашу варили обычным способом.
Хозяйка вынимала кашу из печи со словами: «Милости просим к нам во двор со своим добром».
Первым делом смотрели: полон ли горшок. Нет хуже несчастия; если каша вылезет из горшка. Если горшок треснул — тоже хорошего не жди. Потом снимали ножом пленку: каша полная предвещала счастье всему дому, будущий хороший урожай. Каша мелкая угрожала бедами. При плохих предзнаменованиях кашу выбрасывали в реку.

Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Серебристый Новый год!Поздравления 2011.
« Ответ #17 : 05 Декабрь 2010, 09:11:23 »


Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Серебристый Новый год!Поздравления 2011.
« Ответ #18 : 05 Декабрь 2010, 09:12:13 »

Гадание по теням

Берется лист бумаги или, лучше всего, газета, причем этот лист бумаги надо измять руками так, чтобы он превратнлся в бесформенную массу, однако, избегая превратить его в шар, но оставляя некоторый неясный контур. Когда бумага готова, ее кладут на дно тарелки и поджигают при помощи спички. Сгоревшую бумагу, отнюдь не шевеля и не разрушая формы пепла, подносят к стене, осторожно поворачивая края тарелки, пока на стене не образуется какая - либо тень, по очертаниям которой судят о будущем.


Святочные вечера

Святки — игрища в честь Святовида (Световита), бога Всего белого Света. В дар богу приносили плоды полей, садов и огородов, молодых животных. Жрец наполнял рог Святовида молодым вином в честь будущего урожая. Со словом святки имеют общий корень такие слова, как сватовство, сваха, свадьба. Все происходящее на святках связано именно с этим. Девушки собираются на посиделки, занимаются каким-нибудь рукоделием и поют так называемые подблюдные песни. Одна из девушек собирает у подруг перстеньки, серьги, ленточки и вместе с угольками, зернышками, денежками, без которых гадания не имеют силу, складывает в прикрытое платком блюдо. Другая девушка под очередную песню вынимает спрятанные под платком предметы. Чей предмет, тому и песня. Что песня сулит, то и сбудется. Есть песни разные:
— к свадьбе

Куют кузнецы золотые венцы.
Диво ули ляду!
Кому спели, тому добро!

— к богатству

За рекою мужики живут богатые, слава!
Гребут золото лопатою, слава!
Кому песню поем, тому добро, слава!
Тому сбудется, не минуется, слава!

— к разлуке

Заинька-завитаинька!
Завитай, завитай
На чужую сторонушку.
Кому вынется, тому сбудется!

Если на посиделках присутствуют парни, то дело не обходится без игр. Когда людей много и не все знают Друг друга по именам, хороша такая игра: все садятся в круг, а водящий подходит по очереди к каждому и спрашивает: «Люб ли сосед?». Получив утвердительный ответ, он спрашивает: «А как люб?» — и тогда соседи целуются. Если же сосед не люб, то на вопрос: «А кто люб?», тот должен назвать желанного по имени. Выбранный меняется с отвергнутым местами, а ведущий опрашивает дальше, пока все не перезнакомятся. Играют в такие игры, которые увлекают собравшихся всеобщим весельем. Незазорной считается игра «в быка», где парень наряжен туром и задевает девушек, которые увертываются от его охальных рогов.
На Святки разыгрываются действа с переодеванием — «ряжением». Сокрывши свое лицо за маской, человек как бы выходит за рамки принятых норм поведения и может сказать и сделать то, чего он не может сказать и сделать в обычном обличье.
Б святочное новолуние поминают Рода и Рожаниц. Род — создатель всего сущего и несущего, явного и неявного, живого и неживого. От него идет род людской, он этот род породил. В эти дни совершаются обряды, связанные с рождением детей. По народному календарю на Игнатия совершают обряд-оберег от пу-стокормицы, а еще через день, на Анастасию-узореши-тельницу — оберег новорожденных младенцев и готовых к разрешению от бремени рожениц.
Приглашают куму и кума. Они приходят, им подносят в подарок кусок мыла и полотенце, говоря: «Вот тебе, кума, мыльцода белое белильцедля крестника», Использовать подарок следовало при первом же купании ребенка. Считается, что это приносит здоровье детям. Когда моют ребенка, то при этом причитают: «Шла мама из-за морья, несла кузов здоровья: тому-сему кусочек, тебе полный кузовочек!». А затем, окачивая водою, приговаривают: «С гуся вода, с тебя худоба; вода бы к низу, а ты — к верху!». Ребенка после купания в отцову рубаху заворачивают, чтоб ребенок спокойней был и чтоб отец его любил. Чтобы ребенка не сглазили, в рубашку втыкают маленькую булавку или зашивают кусочек сои и хлеба.
С оберегом связан символический обряд «продажи» ребенка. Кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передают через окно ребенка, за которого она «платит» какие-то деньги. Возвращая ребенка родителям, она говорит: «Живи на мое счастье!". На деньги, заплаченные за ребенка, покупают свечи. Пламя этих свечей зажигает огонь жизни. Таким образом ребенка „привязывают» к жизни.
до сих пор на рождественский Сочельник выпекают фигурки коров, быков, овец и домашних птиц. Выпеченных животных выставляют на окна для показа проходящим, а вечером их рассылают в подарок родным. Такое печево называется «козули» или «коровки» и применяется в особом обряде сохранения и приумножения богатства. А вот современные «баранки» это сильно упрощенные обрядовые овечки или овны. Все эти животные обладают особой плодовитостью, и ритуальное их поедание представляет собой акт приобщения себя и всей своей семьи к тем силам и способностям, которые приписываются этим «животным». Сделанные в этот день фигурки уже самим фактом своего существования должны влиять на будущее.
По местному замечанию известного знатока русской истории Снегирева И. М.: «Ни в одном празднике народном не заключается столько обычаев, обрядов, примет, столько отношений к житейским потребностям и временам года, как в святках. В нем представляется странная смесь совершенно разнородных стихий; тут мы видим и суеверные языческие обычаи, и некоторые христианские воспоминания о рождестве Спасителя мира».

Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Серебристый Новый год!Поздравления 2011.
« Ответ #19 : 05 Декабрь 2010, 09:12:39 »


Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Серебристый Новый год!Поздравления 2011.
« Ответ #20 : 05 Декабрь 2010, 09:13:13 »

Вообще время святок — довольно длительный период, поэтому славяне воспринимали его как перерыв во времени, разгул ведьм и вредоносных сил. Если первые шесть вечеров назывались «святыми», то последующие шесть — «страшными», потому что вся нечистая сила пускалась в разгул и могла встретиться в любом месте. Считалось, что в ночь под Новый год ведьмы крали месяц, чтобы он не освещал их ночных прогулок с нечистыми духами. После встречи Нового года умирание переходило в возрождение и торжество нового мира, нового времени. Оно выражалось в стремлении людей узнать свою судьбу посредством гаданий. Массовое гадание под Новый год и до конца зимних святок считалось самым верным и действенным. Повсеместно был распространен обычай обсыпать дома после Рождества овсом или хмелем — символами изобилия. Обычай обсыпания зерном идет еще от тех времен, когда Новый год справляли 1 марта. Люди вспоминали не только об Авсене, но и о боге богатства, «скотьем боге» Белесе, так как широко известен ритуал освящения скота в Крещение. К числу других крещенских обычаев и обрядов относятся смотрины невест, сжигание соломы во дворе, чтобы «согреть» умерших, купание в проруби после ряженья с очистительной целью.
Можно отметить, что упомянутый Авсень (Овсень) — мифологическая персонификация начала весны и нового года по старому календарю (1 марта). Празднование Авсеня было особенно распространено среди земледельцев центральной полосы России и в Поволжье. Б нем утверждалось торжество Авсеня над силами Зимы, сопровождавшееся закпиканием весны, уничтожением чучела Мары, воплощающей зиму (смерть).
После перенесения Нового года на 1 января об Авсене вспоминали по-прежнему. Теперь и 31 декабря авсеньщики (таусеньщики) шествовали от одной избы к другой, разбрасывали в них зерно. Б песнях часто упоминался Авсень, который ходит по домам рачительных хозяев, благословляет их на легкие труды и желает хорошего урожая.
Существо по имени Мара, Марена, Морена являлось мифическим воплощением смерти, мора, а также зимы и ночи. Имя родственно со словом «мрак», «морок», «марево» (знойный летний туман при ясной погоде), «мор» (повальная болезнь), «мары» (могильные курганы, а также носилки для покойников). Мара — чучело, которое носили по улицам при встрече весны 1 марта, а затем его топили или сжигали, а горелую солому разбрасывали по полям. Соломенное чучело означало Зиму или ипостась некогда единого мифического существа, сожжение которого означало начало весеннего возрождения. Мара фигурировала в ритуалах вызывания или усмирения дождя. О ней помнили в ночь на Купалу. Поэтому Марью в купальских песнях-легендах и изготовление в некоторых местностях куклы «Марины» можно считать дальнейшей трансформацией Мары. Враждебное жизни мифическое существо Мара впоследствии утратило непосредственную связь со смертью и приняло общеизвестный облик Кикиморы.
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Серебристый Новый год!Поздравления 2011.
« Ответ #21 : 05 Декабрь 2010, 09:13:29 »

Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Серебристый Новый год!Поздравления 2011.
« Ответ #22 : 05 Декабрь 2010, 09:14:00 »

Но вернемся к святочным гаданиям. Иногда они сопровождались пением, иногда таинственным молчанием.
Можно отметить, что только во время зимних Святок совершали ритуал кормления мороза. Его уважительно называли Мороз Васильевич, так как кормление совершалось в Васильев вечер, предлагали ложку киселя или кутьи. Мороз просили не касаться озимых, не бить весной ярового хлеба. В целом Мороз, Мороз-ко — мужской мифологический персонаж зимы, в виде могучего богатыря или кузнеца, сковывающего воду «железными» холодами. Его изображали и низеньким старичком с длинной седой бородой. Зимой он бегает по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы. В сказках Мороз (Трескун, Студенец) ходит вместе с Солнцем и Ветром и угрожает заморозить встретившегося им мужика. Когда Мороз выступает в роли помощника, то указывается, что он живет в ледяной избушке и одаривает пришедшего к нему героя.
Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Серебристый Новый год!Поздравления 2011.
« Ответ #23 : 05 Декабрь 2010, 09:14:15 »


Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»

Шери-Изумруд

  • MAESTRO
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39426
  • Нахаленок
Серебристый Новый год!Поздравления 2011.
« Ответ #24 : 05 Декабрь 2010, 09:14:45 »

Главное гадание — с зеркалом

Гадание с зеркалом, время для этого гадания определить трудно: можно просидеть далеко за полночь и ничего не увидеть, а можно вздремнуть и в скором сне увидеть многое.
Взяв с собой зеркало, свечу и полотенце, зайдите с ними в пустую комнату. Поставьте их на стол и садитесь напротив зеркала. Гадать начинайте такими словами: «Суженый-ряженый, приди ко мне ужимать». За пять минут до прихода жениха свеча начинает светить менее ярко, зеркало — тускнеет, нужно сразу протереть его полотенцем.
Наконец Он приходит и смотрит через плечо девушки в зеркало. Когда невеста рассмотрит все его черты, она должна закричать:«Чур сего места», и привидевшееся исчезает, бели этих слов не говорить, то, как свидетельствуют очевидцы, показавшийся жених садится за стол и кладет какую-нибудь вещь на него, вели девушка скажет слово «чур», то эта вещь Будет ей подарена.
Можно гадать с помощью двух зеркал и двух свечей. Вечером верут два зеркала и устанавливают одно против другого, так, чтобы в одном из зеркал появился коридор из их отражений, освещенный свечами. Когда зеркала Будут установлены одно против другого и освещены двумя свечами, гадающая девушка должна удалить из комнаты кошек, совдк и посторонних лиц, кроме самых близких подруг. Но подруги не должны смотреть в зеркало, подходить к гадающей и разговаривать с ней.
Гадающая девушка связана пристально смотреть к зеркало в конец представившегося коридора.
В народе существовал еще один вариант гадания с зеркалом. Это гадание считается одним из самых страшных, поскольку его надо проводить в глухой деревне в старой кане. Гадающая обязательно должна быть одна, ночью в «страшные» дни святок. Надо закрыться изнутри к ване, раздеться догола, сесть перед зеркалом у каменки на деревянную лавку. По овеим сторонам зеркала должны стоять две зажженные свечи, овязательно освященные в церкви. Между гадающей и зеркалом установить еще одно зеркало «лицом» к первому. Таким овразом гадающая видит в зеркалах целую галерею отраженных зеркал. В полночь неовходимо призвать мысленно все силы земли, огня, воды и нева и попросить их показать Будущего суженого. Надо очень внимательно навлюдать, чтобы не пропустить момент появления фигуры. После гадания, которое может длиться от часа до трех, Обязательно прочитать молитву и повлагодарить высшие силы. Умыть лицо и руки родниковой водой, вытереться новым полотенцем, надеть чистую, желательно новую одежду и идти .в дом. Ни с кем не говорить и лечь спать.
Не завудьте после гадания зеркала аккуратно завернуть в новое полотенце и положить в потайное место.

Записан
Вот смотрю на себя в зеркало и думаю: «Дал же Бог всё одной женщине - и ум, и красоту… и справку из дурдома!»
Страницы: [1] 2 3 ... 5  Все   Вверх
 

Яндекс.Метрика