Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Страницы: [1] 2 3  Все   Вниз

Автор Тема: Яблочный Спас - 19 августа  (Прочитано 13897 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Яблочный Спас - 19 августа
« : 19 Август 2009, 09:20:22 »

Мими начала о Медовом, а я продолжу о Яблочном Спасе. Крестили меня на Яблочный Спас, а еще, по иронии судьбы, в тот день "случился" Путч.

Один из самых красочных праздников 19 августа отмечают православные верующие. В день праздника Преображения Господня цветочное убранство храмов дополняют желтые, красные, зеленые и оранжевые краски плодов нового урожая. А после Божественной литургии корзины с яблоками, грушами, виноградом, персиками и абрикосами освящаются священнослужителями.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, в храме Христа Спасителя освящение плодов совершит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Символично, по мнению богословов, что праздник Преображения отмечается после созревания плодов, ассоциируясь с совершенством, зрелостью, полнотой. "Этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе", - писал известный церковный деятель русского зарубежья митрополит Вениамаин Федченков.
Само событие - Преображение Господне - произошло более двух тысяч лет назад на горе Фавор в Палестине, когда Христос явил свою Божественную сущность. Апостолы на какое-то время увидели не тело Иисуса Христа, но яркий свет и почувствовали неизреченную радость.
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #1 : 19 Август 2009, 09:27:39 »



В русской народной традиции праздник Преображения Господня (19 августа) называется Вторым или Яблочным Спасом, т.к. его справляют одновременно с поспеванием яблок.
 
На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии.

Обычай освящать плоды – древний, восходит к VIII веку. Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа (по юлианскому календарю) было то, что на востоке к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых – колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии.
В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются молитвой «На освящение начаток овощей (плодов)».
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #2 : 19 Август 2009, 09:30:58 »

Отрывок из статьи священника Вадима Семчука «Куда девать кочерыжку или кое-что об обрядах»
 
 


В день Преображения Господнего храм всегда переполнен, и не потому, что люди так почитают это евангельское событие, — многие не смогут даже пересказать Евангелие, — просто в этот день освящаются яблоки. Грустно, но эти яблоки полностью закрыли собой настоящий смысл праздника. Преображение Господне превратилось в яблочный Спас (напомним, что Спас — это Спаситель), впрочем, такая участь постигла не только этот праздник: есть еще и ореховый спас, и медовый...

Такое смешение ничем не оправдано. Оно объясняется только тем, что приблизительно в эту пору в Греции поспевал виноград. А так как люди жили по церковному календарю — от праздника к празднику, — то и приурочили благословение урожая к определенному дню, а именно к празднику Преображения. Это доказывается и тем, что даже в Греции благословение плодов совершалось не в одно время: где раньше достигались плоды, там они приносились в церковь на праздник Преображения, а где плоды созревали позже, они благословлялись на праздник Успения Богородицы. Об этом указывается в греческом Николо-Касулянском Типиконе, Синайском Типиконе, Афонском Типиконе Лавры св. Афанасия. В русском служебнике, напечатаном в Супрасле в 1727 году, содержится кроме обычного чина благословения фруктов на Преображение, чин благословения злаков, овощей и фруктов в день праздника Успения Богородицы.

Думаю, было бы уместно поднять вопрос о том, чтобы разделить праздник Преображения и день благословения плодов. Это дало бы возможность более сосредоточенно провести как праздник Преображения, так и чин благословения. Ведь Церковь, к примеру, строго следит за тем, чтобы во дни постов, дни важных священных событий не было венчаний. И это понятно: всему свое время. Но почему же такая непоследовательность в отношении Преображения и яблок? Конечно, подобное размежевание тяжело осуществить в тех городских храмах, где большая текучесть прихожан, но в храмах, где община более-менее устоявшаяся, это вполне возможно.

Необходимость перенести день благословения объясняется еще и тем, что на Руси время созревания плодов иное, чем в Греции. Да и яблоки — далеко не основная культура. Действительно, почему нужно благодарить лишь за некоторые виды фруктов, разве не надо быть благодарным за хлеб, тот же картофель и прочие овощи? Как сказано в Служебнике, плоды могли бы приноситься на благословение по мере дозревания, но, наверное, целесообразно было бы выделить отдельный день в году для благодарения за весь урожай. Ведь в молитве, хотя и сказано, что плоды могут приноситься по мере дозревания, но особо, хотя и неудачно, выделен день Преображения. И даже у протестантов, нам в укор, празднуется день благодарения или праздник жатвы — праздник, утерянный когда-то нами. Было бы не грех возродить свою традицию и православным. Только пусть это будет не девятнадцатого августа и не двадцать восьмого.

Несмотря на прямое указание Служебника благословлять плоды по мере созревания, многие люди уверены, что яблоки, к примеру, нельзя есть до праздника Преображения. Это мнение, по видимому, основывается на примечании церковного Типикона под 19 августа: «Яко аще кто от братий снесть гроздие прежде сицевого праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие через весь август месяц, яко заповеданный устав презрев; яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец. Сие же запрещение бывает и блюдущим винограды братии... Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми, яве яко времена их, кое когда приспеет».

Как видим, правило довольно строго запрещает вкушение плодов до праздника Преображения, но эта строгость обусловлена тем, что правило — монашеское (различие монашеского и приходского уставов, вообще, интересная, но отдельная тема), а воздержание и послушание для монаха — важнейшие принципы. Из книг по монашескому деланию, к примеру «Авва Дорофей», видно, что часто духовник не только решал когда есть, но и что, и сколько — буквально по часам и граммам. Итак, дело не в Преображении, а в том, что плоды (гроздие, т.е виноград, смоквы и прочие) запрещается вкушать без благословения. Благословение же может быть «яве яко времена их, кое когда приспеет». Виноград действительно может поспеть к Преображению, но смоквы и прочие заморские фрукты имеют свой календарь созревания, и именно под него, как видно из примечания, подстраивался чин благословения.

В целом же, Церковь не знает поста на яблоки. Ей просто важно научить своих чад быть благодарными Богу за Его дары. Неужели Господь хочет того, чтобы из года в год гнили ранние сорта яблок (все-таки у нас — не Греция), созревающих задолго до Преображения? Нет, Он хочет, чтобы его дары принимались «яве яко времена их», но принимались с благословением и благодарностью. Кстати, во многих приходах так и делают: освящают яблоки, впрочем как и другие виды плодов, раньше, примечательно к климату, так как это и было задумано церковным уставом.
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #3 : 19 Август 2009, 09:31:47 »


Лоскутов Е. «Яблочный Спас»


Багров В.Ю. «Яблочный Спас»


Н. и В. Родионовы. «Яблочный Спас»
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

svetlagor

  • Посвященный
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 7120
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #4 : 19 Август 2009, 09:39:20 »

Спасибо, Юличе! Неожиданно новое для себя узнала, особенно в последней инфе. :respect:   И иллюстрации такие интересные.  У меня от них ощущение чего-то по-детски светлого и радостного.  :rollhead:
Записан

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #5 : 19 Август 2009, 09:46:10 »

Юличе, спасибо за тему и за  прекрасные иллюстрации!

Хочу  добавить небольшой отрывок из прекрасной Книги Ивана Шмелева "Лето Госопдне" (писал он ее, находясь в эмиграции, наверно оттого слова о потерянной родине так пронзительны):
"Преображение Господне... Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу, — не идет ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях. Первое яблочко, грушовка в нашем саду, — поспела, закраснелась...
Зажмуришься и вдыхаешь, — такая радость! Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость, крепость — со всеми запахами согревшегося сада, замятой травы, растревоженных теплых кустов черной смородины. Нежаркое уже солнце и нежное голубое небо, сияющее в ветвях, на яблочках...
И теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, похожее на грушовку запахом, зажмешь в ладони зажмуришься, — и в сладковатом и сочном духе вспомнится, как живое, — маленький сад, когда-то казавшийся огромным, лучший из всех садов, какие ни есть на свете, теперь без следа пропавший... с березками и рябиной, с яблоньками, с кустиками малины, черной, белой и красной смородины, крыжовника виноградного, с пышными лопухами и крапивой, далекий сад... — до погнутых гвоздей забора, до трещинки на вишне с затеками слюдяного блеска, с капельками янтарно-малинового клея, — все, до последнего яблочка верхушки за золотым листочком, горящим, как золотое стеклышко!.. И двор увидишь, с великой лужей, уже повысохшей, с сухими колеями, с угрязшими кирпичами, с досками, влипшими до дождей, с увязнувшей навсегда опоркой... и серые сараи, с шелковым лоском времени, с запахами смолы и дегтя, и вознесенную до амбарной крыши гору кулей пузатых, с овсом и солью, слежавшеюся в камень, с прильнувшими цепко голябями, со струйками золотого овсеца... и высокие штабеля досок, плачущие смолой на солнце, и трескучие пачки драни, и чурбачки, и стружки...
Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви — не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам — передаются — к «Празднику!». Проплывают над головами узелочки — все яблоки, просвирки, яблоки. Наши корзины на амвоне, «обкадятся», — сказал мне Горкин. Он суетится в церкви, мелькает его бородка. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли Их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение."
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #6 : 19 Август 2009, 09:59:46 »

Ой, девчонки, еще хотела выложить информацию о Празднике Преображение Господне и иллюстрациями. Позвонила мама (они едут к родственникам под Минск), есть место в машине, мы срочно собираемся. Всех целую-люблю, завтра приеду - продолжу, ладушки? :love:
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #7 : 19 Август 2009, 17:42:49 »

Что то меня вчера ведущие какой то программы столку сбили, говорили что вчера(18 августа) яблочный спас, поздравляли всех, о приметах рассказывали!Я вчера как разз пирог с яблоками делала, а выходит он сегодня? :o :o :o
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Дусенька

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 1399
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #8 : 19 Август 2009, 17:44:40 »

 Ну и здорово, пироги лишними не бывают. :)
Записан
Не пытайтесь понять женщину - не приведи господь, еще поймете...

Лесанта

  • Лунный вампир
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10587
  • В битве добра со злом вечная ничья.
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #9 : 19 Август 2009, 18:04:15 »

Ну и здорово, пироги лишними не бывают. :)
:oskal1: ;)
Записан
Воспринимайте критику окружающих с высоко поднятым средним пальцем.(с)

Зоя

  • Посвященный
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3810
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #10 : 20 Август 2009, 21:43:58 »

Юличе! Долго любовалась на картины Багрова В.Ю. и  Родионовых. Красота да и только! Настолько всё знакомое, родное, узнаваемое.
Ждем продолжения о Празднике Преображение Господне.
Записан

Solnuishko

  • Красивая, богатая и знаменитая.
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10738
  • мои мечты сбываются прямо сейчас!!!
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #11 : 21 Август 2009, 02:56:46 »

Юля, спасибо за тему !! за рассказ, картины !!  ^6^ ^6^ ^6^

очень красивая, сочно-ароматная тема получилась !!!  ;)  :-* :-* :-*

-----------------

Мими, спасибо за отрывок из книги - с таким умилением, нежностью автор описывает этот Праздник !!  :trio:

дополнение - класс !  *bra* *bra* *bra*
Записан

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #12 : 21 Август 2009, 09:11:33 »

Преображе́ние Госпо́дне — описанное в Евангелиях мистическое преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас). О этом событии сообщают все евангелисты кроме Иоанна (Мф.17:1–6, Мк.9:1–8, Лк.9:28–36).
Православное празднование совершается 19 августа (6 августа по юлианскому календарю). В Католической церкви празднуется 6 августа (в случае если 6 августа выпадает на будний день, то празднование может быть перенесено на следующее воскресенье).
Традиционно местом Преображения считается гора Фавор в Галилее, однако существует версия, что местом Преображения был один из отрогов горы Хермон в окрестностях Кесарии Филипповой.

Событие Преображения
 

 
Преображение
(Рафаэль, 1519-1520, Пинакотека, Ватикан)
Преображение описано в каждом из синоптических евангелий, причем описания эти очень похожи.
Евангелия повествуют, что Иисус взял трёх ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк.9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос:
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте
(Мф.17:5)
Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк.9:9).

Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #13 : 21 Август 2009, 09:18:45 »

Богословское толкование
Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».
Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».
 
 
Преображение
(Джованни Беллини, 1480-1485)

Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне... Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга,– Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона — Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих.
 Ефрем Сирин

Ряд богословов (Косьма Майумский, Иустин Попович) считают, что при Преображении было преображено и всё человеческое естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» божий образ каждого человека, удаляя с него «осадок» первородного греха:«Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков».
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #14 : 21 Август 2009, 09:32:19 »

Праздник Преображения
 

 
Базилика Преображения Господня на горе Фавор

История установления
Праздник местно отмечался в Палестине с IV века, со времени, когда императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. На Востоке свидетельства о празднике относятся к V веку. Праздничные Слова о Преображении есть у Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого (три Слова), Кирилла Александрийского и других.
Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, но Православная церковь перенесла празднование на 6 (19 по новому стилю) августа для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. При этом на 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.
На Западе праздник Преображения встречается в некоторых древних мартирологах и издревле торжественно совершался в некоторых церквах, например, во Франции в Туре, в Испании при святом Ильдефонсе в VII веке. Однако в Католической церкви он установлен для всеобщего почитания Папой Каликстом III в 1456 году в ознаменование победы христианского войска венгерского регента Яноша Хуньяди над турками под Белградом.


 
 
Гора Фавор

 Празднование в Православной церкви
Принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поётся канон, в котором подчеркивается величие Преображения. Цвет богослужебных одежд в этот праздник — белый, символизирующий в этот день божественный нетварный фаворский свет. Праздник всегда приходится на Успенский пост.
В русской народной традиции Преображение называется Вторым Спасом, или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая, а там, где его нет — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой им природы.


Преображение
(Дуччо ди Буонинсенья, 1308-1311)

Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #15 : 21 Август 2009, 09:35:28 »

В изобразительном искусстве

В православной иконописи композиция Преображения всегда изображается среди скалистого пейзажа. На иконах Христос изображается в величии своей божественной славы, которая символически выражена в особой белизне его одежд. Белизна подчеркивается мандорлой – темным кругом, на фоне которого Иисус символически изображается как просфора на дискосе во время литургии.  Моисей и Илия изображаются по обеим сторонам от Христа как сослужащие ему священник и диакон.
Ученики обычно изображаются испуганными увиденным ими преображением их учителя и явлением двух пророков. Однако Пётр может иметь радостное выражение лица в соответствии с его евангельскими словами: «Равви! хорошо нам здесь быть».

В художественной литературе

В отличие от других главных христианских праздников, тема Преображения Христова не нашла широкого отражения в художественной литературе. Преображение зачастую лишь только упоминается в литературных произведениях, но не является их ключевой темой (например, стихотворение «Август» Бориса Пастернака).

 Борис Пастернак   

АВГУСТ


Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

svetlagor

  • Посвященный
  • Солнце форума Ярило-Велес
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 7120
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #16 : 21 Август 2009, 09:37:02 »

Юличе! Очень интересный материал.  ^5^ Иллюстрации, слов нет, как хороши.  :rose:
Записан

Мими

  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1574
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #17 : 21 Август 2009, 09:41:57 »

Юличе, спасибо, очень познавательно. А за Пастернака - отдельное спасибо,  прекрасное стихотворение...
Записан
Заберусь на рассвете на серебряный кедр - любоваться оттуда на маневры эскадр... (И. Северянин)

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #18 : 21 Август 2009, 09:44:08 »

Преображение Господне
Беседа святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского
 
Для изъяснения таинства настоящего празднества и уразумения истины необходимо нам обратиться к самому началу нынешнего чтения Евангелия: "И по днех шестих поят Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возведе их на гору высоку едины" (Мф. 17, 1). Спрашиваем прежде всего, откуда Евангелист Матфей начинает счет шести дней, после которых наступил день Преображения Господня, то есть с какого дня? Как показывает ход речи, с того, в который Спаситель, наставляя учеников Своих, сказал им: "приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего", и прибавил: "аминь глаголю вам, суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческаго грядуща во Царствии Своем" (Мф. 16, 27, 28), то есть, Свет предстоявшаго Преображения Он назвал Славою Отчею и Своим Царством. Это показывает и яснее раскрывает Евангелист Лука, говоря: "бысть же по словесех сих яко дний осмь, и поем Петра, и Иоанна, и Иакова, взыде на гору помолитися. И бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино, и одеяние Его было блистаяся" (Лк. 9, 28-29). Но как согласить их между собою, когда один определенно говорит о промежутке восьми дней между беседой и явлением, а другой (говорит): "по днех шестих"? Слушайте и разумейте.
 
На горе было восемь, но видимы были только шесть: трое - Петр, Иаков и Иоанн, возшедшие вместе с Иисусом, увидели там стоящих с Ним и беседующих Моисея и Илию, так что всех их было шесть; но вместе с Господом, конечно, были и Отец, и Дух Святой: Отец - гласом Своим свидетельствуя, что Сей есть Его Сын возлюбленный, а Дух Святой - воссиявши с Ним в светлом облаке. Таким образом, те шесть составляют восемь и по отношению к восьми не представляют никакого разногласия; равным образом не разногласят и Евангелисты, когда один говорит: "по днех шестих", а другой: "бысть по словесех сих яко дний осмь"; но этими двоякими словами как бы дают нам некий образ таинственно, а вместе с тем явственно присутствовавших на горе. Разумеется, всякий, согласно с Писанием рассуждающий, знает, что благовестники согласны друг с другом: Лука сказал о восьми днях, не противореча Матфею, изрекшему: "по днех шестих", - не присоединяя день, в который были произнесены те слова, а также дня, в который Господь преобразился (каковые дни Матфей представляет подразумевать разумно рассуждающим); Евангелист Лука не говорит: "по днех осьмих" (как евангелист Матфей: "по днех шестих"), а: "бысть яко дний осмь". Но тем, в чем Евангелисты кажутся разногласящими, они друг чрез друга показывают нам великое и таинственное. В самом деле, почему один сказал: "по днем шестих", а другой, оставив без внимания седьмой, припомнил о восьмом? Потому что великое зрелище Света Преображения Господня есть тайна восьмого дня, т. е., будущего века, имеющего открыться после погибели сотворенного в течение шести дней мира. О силе Божественнаго Духа, чрез которую достойным открывается Царствие Божие, Господь предрек: "суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие пришедшее в силе" (Мк. 9, 1). Везде присутствует Царь всяческих и везде - Царствие Его, так что пришествие Царства Его не обозначает перехода его с одного места на другое, но откровение его силой Божественнаго Духа, потому и сказано: "пришедшее в силе". И эта сила явится не просто обыкновенным людям, но стоящим с Господом, то есть, утвержденным в вере в Него и подобным Петру, Иакову и Иоанну и прежде всего им самим как свободным от нашего природного уничижения. Поэтому, и ради этого именно, Бог являет Себя на горе, с одной стороны нисходя со Своей высоты, а с другой - возводя нас из глубины уничижения, так что Невместимый действительно вмещается смертной природой; и такое явление, конечно, гораздо превосходнее и выше ума как произведенное силой Божественного Духа.
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #19 : 21 Август 2009, 09:46:25 »

Солнышко, Светлагорчик, Мими - благодарю!!! ^5^  Мими отдельное спасибо за дополнение!  :rose:

Надеюсь, вы еще  *bra*присоединитесь к теме  и добавите рецепты блюд из яблок!  ;)
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #20 : 21 Август 2009, 09:51:40 »

Преображение Господне
Беседа святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского
 Продолжение

Итак, Свет Преображения Господня не рождается и не исчезает и не подлежит чувствовательной способности и, хотя он был созерцаем телесными очами в течение краткого времени и на незначительном верху горы, но и таинники (ученики) Господа на то время перешли от плоти к духу посредством изменения чувств, произведенного в них Духом, и таким образом увидели, чем и насколько облагодетельствовала их сила Божественного Духа - этот Неизреченный Свет. Не постигающие же этого измыслили, что избранные из апостолов видели Свет Преображения Господня чувствительной и сотворенной силой (способностью), - и чрез это покушаются низвести в тварь не только тот Свет, Славу Божию и Царство, но и Силу Божественного Духа, чрез которую достойным открываются Божественные тайны. Вероятно, таковые не слышали слов апостола Павла: "ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует и глубины Божия" (1 Кор. 2, 9, 10).
 
Итак, по наступлении восьмого дня, Господь, взявши Петра, Иакова и Иоанна, взошел на гору помолиться: ибо Он всегда или один молился, удаляясь от всех, даже от самих апостолов, как, например, в то время, когда насытил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, кроме женщин и детей (Мф. 14, 19-23), или, взявши с Собою немногих, которые превосходили прочих, как было при приближении спасительной страсти, когда, сказав прочим ученикам: "седите ту дондеже шед помолюся тамо" (Мф. 26, 36), - взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна. Вот и теперь, взявши только этих же, Господь возвел их на высокую гору одних и преобразился пред ними, то есть, в глазах их. "Что значит - преобразился?", - вопрошает Златословесный Богослов (Златоуст) и отвечает: "открыл, то есть, им нечто из Своего Божества - столько, сколько они могли вместить, и показал в Себе обитающего Бога". Евангелист Лука говорит: "бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино" (Лк. 9, 29); у евангелиста же Матфея читаем: "и просветися лице Его, яко солнце" (Мф. 17, 2). Но Евангелист сказал это не в том смысле, чтобы тот Свет почитать за подлежащий чувствам (да удалится от нас ослепление ума тех, которые не могут представить себе ничего выше, подлежащего чувствам!), а желая показать, что Христос Бог - для живущих и созерцающих духом есть то же, что солнце - для живущих во плоти и созерцающих чувством: ибо другого Света для ведения Божества и не нужно тем, которые обогащены Божественными дарованиями. Возсиял же оный Неисповедимый Свет и таинственно явлен апостолам и начальнейшим из пророков в то время, когда (Господь) молился; этим показано, что родительницей этого блаженнаго видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем тем, которые, при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу. Истинную красоту свойственно созерцать только очищенному умом; пристально же взирающий на сияние ее принимает как бы некое участие в ней, как бы начертывает некоторый яркий луч на своем лице; потому-то и лице Моисеево просветилось от собеседования с Богом. Знаете ли, что Моисей преобразился, взойдя на гору, и там увидел Славу Божию? Но он (Моисей) не сам произвел, а только потерпел преображение; Господь же наш Иисус Христос Сам от Себя имел оный Свет. По этой причине, собственно, Он и не имел нужды в молитве для того, чтобы осиять Божественным Светом плоть Свою; но только показал, откуда оный Свет нисходит на святых Божиих, и каким образом можно созерцать его; ибо написано, что и святые "просветятся, яко солнце" (Мф. 13, 43), то есть, всецело проникнутые Божественным Светом узрят Христа, Божественно и неизреченно провозсиявшего, у Которого блистание, происходя от Божественного естества, явилось на Фаворе общим и плоти Его, по причине Ипостаснаго единения.
Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который сокрыт был у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный. Так, и по учению Богословствующих отцов, Иисус Христос преобразился на горе, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего до того не имел, но показав ученикам Своим только то, что у Него уже было, отверзши очи их и сделавши их из слепцов зрячими. Видишь ли, что очи, видящие по природе, слепы по отношению к тому Свету?
Итак, Свет этот не есть свет чувственный, и созерцавшие его не просто видели его чувственными очами, но измененными силой Божественного Духа: они изменились и только таким образом увидели перемену, происшедшую при самом принятии нашей бренности, обоженной соединением с Словом Божиим. Отсюда и Зачавшая и Родившая чудесно узнала, что Рожденный от Нее есть воплотившийся Бог; и Симеон, лишь только принял этого Младенца на руки; и старица Анна, вышедшая к сретению - ибо Божественная сила просвечивалась, как бы сквозь стеклянную оболочку, сияя для имеющих чистые очи сердца.
 
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #21 : 21 Август 2009, 09:51:55 »

Да и для чего Господь пред началом Преображения избирает главнейших из лика апостольского и возводит их с Собою на гору? Конечно, для того, чтобы показать им нечто великое и таинственное. Что же особенно великого и таинственного в показании чувственного света, который обильно тогда имели уже не только избранные, но и остальные апостолы? Какая была нужда для них в изменении силой Духа очей их для созерцания того Света, если он чувственный и сотворенный? Как можно Славу и Царство Отца и Духа Святого представлять в каком-то чувственном свете? Неужели в подобной Славе и Царстве придет Христос Господь и в скончание века, когда не будет нужды ни в воздухе, ни в пространстве, ни в чем-либо подобном, но когда, по свидетельству апостола, "Бог будет всяческая во всех" (1 Кор. 15, 28), то есть, будет заменять все для всех? Если же - все, то, следовательно, и свет. Отсюда явно, что Свет Фаворский был Светом Божественным! И Евангелист Иоанн, наученный Божественным Откровением, ясно говорит, что будущий вечный и пребывающий град не будет "требуя солнца и луны, да светят в нем: Слава бо Божия просвети его, и светильник его - Агнец" (Апок. 21, 23). Не ясно ли, что он показывает здесь Того же Иисуса, Который ныне на Фаворе Божественно преобразился, и плоть Которого сияла, как светильник, являющий Славу Божества восшедшим вместе с Ним на гору? Равным образом и об обитателях того града тот же Богослов говорит: "не потребуют света от света, ни света солнечнаго, яко Господь Бог просвещает я: и нощи не будет тамо" (Апок. 22, 5). Но какой же, спрашиваем, есть другой свет, у котораго "несть пременение или преложения стень" (Иак. 1, 17)? Какой есть свет непреложный и незаходимый, если не Свет Божества? Притом, Моисей и Илия (и особенно первый, который, явно, присутствовал духом, а не плотью) посредством какого чувственного света могли быть осияны, видимы и познаны? ибо и о них написано: "явльшася во Славе, глаголаста же исход Его, его же хотяше скончати во Иерусалиме" (Лк. 9, 31). И как иначе апостолы могли узнать тех, кого никогда до того не видели, если не при таинственной силе Божественного Света, открывшего мысленные очи их?
Но не станем утомлять внимания вашего дальнейшим изъяснением слов Евангелия. Будем веровать так, как научили нас те самые, которые просвещены от Самого Христа, поскольку только они одни знают это хорошо: ибо тайны Божии ведомы, по словам Пророка, одному Богу и Его присным. Мы же, разумея тайну Преображения Господня по их наставлению, будем и сами стремиться к озарению этим Светом и возгревать в себе любовь и стремление к Неувядаемой Славе и Красоте, очищая духовные очи от земных помыслов и огребаясь от тленных и скоропреходящих сладостей и красот, помрачающих одежду души и ввергающих в огнь гееннский и тьму кромешную, от которых да освободимся озарением и познанием Невещественного и Присносущного Света преобразившегося на Фаворе Спаса нашего, во Славу Его, и Превечного Отца Его, и Животворящего Духа, Которых Едино Сияние, Едино Божество, и Слава, и Царство, и Сила ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Машенька

  • Мастер
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 740
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #22 : 21 Август 2009, 10:05:48 »

Юленька! Спасибо за такую интересную тему и материал!!!!!!!!!!!! Читаю без остановки!!!!! :rose: :rose: :rose: :rose: :rose:
Записан

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #23 : 21 Август 2009, 10:20:20 »

Машенька, спасибо! Рада, что понравилось!  :rose:
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.

Юличе

  • Фея Ночи
  • Гуру
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2447
  • Я открываю глаза и вижу лето опять...
Яблочный Спас - 19 августа
« Ответ #24 : 21 Август 2009, 10:22:20 »

Яблочный Спас
Владимир Мугинов


С каждым годом всё трудней
Провожать, замечено,
В синем небе журавлей,
Сердцем не залеченным.

Бабьем Летом, в той поре,
С жёлтым палисадником,
Мимоходом, во дворе
Угостили яблоком.

И промолвив: нынче Спас,
Празднуется, Яблочный,
Намекнули блеском глаз,
Нечто однозначное...

От щедрот Её руки
И улыбки чувственной,
Всем привычкам вопреки,
Надкусилось хрусткое!

Проводили журавлей,
Да дела забросили,
Посчитав всего милей,
Затеряться в Осени!


Горинов В.К.
Яблочный Спас.
Записан
Я дышу радостью
Нет большей сладости - жить.
Страницы: [1] 2 3  Все   Вверх
 

Яндекс.Метрика